Раздел ІХ. МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА САМОСОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Урок 66. Особенности научного мировоззрения
Цель: раскрыть понятие «научное мировоззрение» и его особенности; воспитывать у учащихся уважение к различных типов мировоззрения; развивать умение анализировать факты и делать выводы.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: конференция.
Оборудование: мультимедийное оборудование.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель. На предыдущих уроках мы рассматривали понятие «сознание» и «религиозное мировоззрение». Они перекликаются с материалом, который мы обработаем во время ведения нашей конференции. А тема ее сложна и многогранна: «Особенности научного мировоззрения». Что же именно мы понимаем, когда говорим о научное мировоззрение, чем он отличается от религиозного, каковы его особенности - вот те ключевые вопросы, которые встанут перед нами во время урока.
III. Конференция
Лекция «Мир современной науки»
Чтобы постичь мир во всей его целостности, человек должен отвечать ему. Для этого ей нужно мобилизовать все свои сущностные способности и свойства. Мировоззрение - это не только «обзор» мира, а нечто гораздо больше и существеннее. Мировоззрение представляет собой определенный образ мира, еще определенная проекция на мир человеческих переживаний, стремлений, ожиданий. Вместе с тем это определенное усилие, мобилизация внутренних ресурсов человека, побуждения и привлечения ее к миру.
Это последнее является очень важным для характеристики мировоззрения. Он является не столько воспроизведением мира как такового, сколько мобилизационной программой относительно включения человека в отношения с миром. Наличие в мировоззрении этого настановчого, направляющего начала придает ему духовно-практического характера. В отношении мира и самого человека мировоззрение выступает как духовно-практический способ их освоения. Образ мира и самообраз человека, возникшие на почве знания, корректируются, а нередко и трансформируются в пределах мировоззрения благодаря оценкам и ценностным установкам, наиболее общими из которых являются принципы. Поэтому мировоззренческое обобщение, которое придает завершенности и целостности мировоззренческой модели мира, представляет собой мышление не по логике объективного знания, а по логике постулатов и принципов.
Таким образом, мировоззрение представляет собой осуществляемый в процессе духовно-практического освоения мира синтез образа мира, самообразу человека, ее самопроекції на мир и самоопределение в мире. Это придает ему признаков человеческого самосознания. Но, в отличие от индивидуальной или групповой самосознания, которая легко поддается воздействию при определенных жизненных ситуаций, мировоззрение представляет собой довольно устойчивое образование. Это самосознание человека, четко сориентированной в мире. Но постоянства и прочности позиции человека в мире предоставляет связь ее с другими людьми, обязательная включенность ее к миру социальному. Следовательно, мировоззрение представляет собой общественную форму самосознания человека.
Современная наука направляет свои усилия на то, чтобы сформировать целостное мировоззрение человека на базе различных знаний. Какие же науки сегодня являются наиболее актуальными по формированию мировоззрения современного человека?
Учащиеся выступают с сообщениями о развитии научных знаний в различных областях.
Научное мировоззрение - целостная система научных, философских, политических, нравственных, правовых, эстетических понятий, взглядов, убеждений и чувств, которые определяют отношение человека к окружающей действительности и самой себя.
Его основу составляют взгляды и убеждения, сформировавшиеся на базе знаний о природе и обществе и превратились во внутреннюю позицию личности.
Взгляды - приняты человеком как достоверные идеи, знания, теоретические концепции, предвидения, объясняют явления природы и общества, являются ориентирами в поведении, деятельности, отношениях.
Убеждение - психическое состояние личности, которое характеризуется устойчивыми взглядами, уверенностью в правильности собственных мыслей, взглядов, совокупность знаний, идей, концепций, теорий, гипотез, в которые человек верит как в истину.
Неотъемлемой частью убеждений человека являются его чувства. Воплощение мировоззренческих убеждений в жизни, их отстаивание и защиту переживает эмоционально.
Важный элемент мировоззрения - теоретическое мышление, то есть способность анализировать, синтезировать, сравнивать, делать выводы. Оно дает возможность творчески осмысливать знания, расширять кругозор. Составляющей мировоззрения является также воля человека, сознательная саморегуляция человеком своего поведения и деятельности, регулирующая функция мозга, заключающаяся в способности активно достигать сознательно поставленной цели, преодолевая внешние и внутренние препятствия. Реализуя мировоззренческие идеи в практической деятельности, человек проявляет волевые качества (целеустремленность, решительность, принципиальность, самообладание).
Для научного мировоззрения характерно правильное понимание прошлого и современного мира.
Научная картина мира - это система представлений о наиболее общие законы строения и развития Вселенной и ее отдельных частей. Она в определенной степени становится элементом мировоззрения каждого человека, ведь каждый хочет составить определенное представление о том, «откуда взялся мир», «как возникла жизнь на Земле». На основе научных данных о тенденции развития явлений природы можно предвидеть их в будущем (так астрономы определяют, когда произойдет следующее затмение Солнце, ученые-геофизики - землетрясения).
Научное мировоззрение проявляется в поведении человека и определяется оптимальным усвоением понятий, законов, теорий, готовностью отстаивать свои идеалы, взгляды, убежденностью в ежедневном поведении и деятельности.
Делая акцент на определяющей роли мировоззрения в поведении человека, В. Сухомлинский писал: «Убеждение - это не только осознание человеком истинности мировоззренческих и нравственных понятий, но и личная ее готовность действовать согласно этих правил и понятий. Убежденность мы наблюдаем тогда, когда деятельность человека мотивируется мировоззрением, когда истинность того или иного понятия не только не вызывает у человека сомнений, но и формирует ее субъективное состояние, ее личное отношение к истине».
Рядом с научным сосуществует и религиозное мировоззрение.
Профессор П. Щербань так определил место научного и религиозного мировоззрений в системе воспитания: «есть Ли Бог, или его нет - это не проблема педагогики. Бог существует для тех, кто верит в Него. Главное назначение научного мировоззрения - ответить на вопрос: «Который есть мир?», а религиозного - «Как жить в мире?» Поэтому лучше было бы, если бы они не враждовали между собой. Религия обращается к чувствам людей и в этом подобна искусства. А потому следует избавиться от пренебрежительного отношения к религии и вместе с тем не спешить отказываться от материалистических убеждений. Что же до дискуссий на мировоззренческие темы, то они были и будут, но станут полезными только в случае уважительного отношения к оппоненту. Вполне может случиться, что взгляды оппонентов не столько противоречат, сколько дополняют друг друга».
Как школа и учителя должны формировать научное мировоззрение учащихся?
Большие возможности для формирования научного мировоззрения заложены в школьном учебном процессе. Каждая наука изучает закономерности явлений определенной области объективного мира, и, соответственно, каждый учебный предмет вносит свой вклад в формирование научного мировоззрения учащихся. Предметы естественного цикла способствуют формированию системы понятий о явлениях и процессах природы, о ее закономерности, развивают активное преобразовательное отношение к природе. Во время изучения гуманитарных, общественных дисциплин учеников ознакомятся с этапами развития человеческих цивилизаций, сущностью явлений, которые в них происходили. Изучение родного языка и литературы, истории своего народа, географии родной страны способствует формированию в них идеалов, взглядов на развитие общества, пониманию ими смысла жизни людей, определению цели деятельности, направленности своего поведения.
Поскольку мировоззрение является системой научных, политических, философских, правовых, эстетических, нравственных понятий, взглядов и убеждений, определяющих отношение человека к окружающей среде и собственно к себе, то каждый учебный предмет - это составляющая единого целого в его формировании. Учитель может успешно формировать мировоззрение учащихся только при условии, что он хорошо знает не только свой предмет, но и смежные учебные дисциплины и поддерживает в процессе обучения межпредметные связи. Это дает возможность раскрыть научную картину мира, показать его единство. Ведь сформировать научное мировоззрение учащихся в целом средствами одного учебного предмета невозможно.
В процессе изучения дисциплин естественнонаучного цикла раскрывают естественно-научную картину мира; общественные науки показывают закономерности общественного развития; во время трудового и производственного обучения учащиеся знакомятся с развитием экономики и производственных отношений и др. Усвоение совокупности всех этих предметов способствует формированию целостного научного мировоззрения.
Превращение знаний в мировоззренческие взгляды и убеждения тесно связано с формированием у учащихся системы отношений к окружающей среде и к себе. Правильное отношение к ним формируется в ситуациях, когда индивид действует определенным образом. Поэтому в процессе формирования мировоззрения учителя создают условия, в которых ученик мог бы проявить свое отношение к событиям, явлениям, о которых идет речь, не побоялся дать им принципиальную оценку, высказать свое мнение. Это способствует формированию единства слова и дела, мировоззрения и поведения, активной жизненной позиции.
В формировании мировоззрения важно использовать философский смысл, традиции, обычаи и обряды народного календаря как источника глубокого осмысления учащимися экологических, нравственных и эстетических проблем. В народном понимании неоценимое воспитательное значение имеют народные философские идеи о безграничности мира, вечность жизни и его постоянное обновление, цикличность природных явлений (солнце как источник жизни, земля как кормилица всего живого), а также прогностическая функция народного календаря («Венца вокруг Солнца - на дождь», «Небо над лесом посинело - будет тепло», «Звезды прыгают - на мороз», «Дождь на троицу - будут большие достатки» и др.). Материалы народного календаря используют на уроках народоведения, родного языка, литературы, географии, физики, астрономии, в многогранной внеклассной и внешкольной работе.
Соответствующую роль в формировании научного мировоззрения учащихся играет внеклассная воспитательная работа. Воспитательные мероприятия обогащают их мировоззренческими понятиями, представлениями, идеями, теориями, способствуя формированию взглядов и убеждений.
IV. Итог урока
Дискуссия «Какое мировоззрение лучше?»
V. Домашнє задачи
Подготовить защиту электронных проектов по темам:
1. «Что такое философия?»
2. «Взаимодействие философии и мировоззрения».
3. «Древнегреческая философия и мировоззрение».
4. «Средневековая философия и мировоззрение».
5. «Философия Нового времени».
6. «Проблемы современной украинской философии».