Уроки человек и мир
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЧЕЛОВЕК И МИР. 11 класс.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Раздел ІХ. МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА САМОСОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Уроки 64-65. Общая характеристика религиозного мировоззрения

 

Цель: раскрыть понятие «религиозное мировоззрение» и его особенности; развивать умение анализировать факты и делать выводы, вести дискуссию; воспитывать у учащихся уважение к различным типам мировоззрения и толерантное отношение к представителям разных мировых религий.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: эвристическая беседа, дискуссия.

Оборудование: вещественные признаки различных мировых религий (иконы, книги, фотографии и т.п.), мультимедийное оборудование.

Эпиграфы:

• Из всех сил, которыми располагало человечество, сила веры всегда была самой могущественной. Дать человеку веру означает в десять раз увеличить ее силы. Большие исторические события творили неизвестные верующие, вся сила которых состояла из их веры. (Г. Лебон)

• Человек есть начало, человек есть середина, человек есть конец религии. (Л. Фейербах)

• Из всех религий, распространенных среди людей, нет ни одной, которая бы имела неоспоримые преимущества перед другими. (Н. Фрере)

• Не бойся твоего бога - бойся самого себя. Ты сам творец своих благ и причина своего бедствия. Ад и рай находятся в твоей собственной душе. (С. Марешаль)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

Сообщение темы и задач урока.

Работа с эпиграфами к уроку

Как вы понимаете приведенные высказывания?

 

III. Изучение нового материала

Лекция

Чрезвычайно интересным и своеобразным проявлением мировоззренческой культуры является картина мира, которую создает религиозно ориентированная сознание человека.

Религиозное мировоззрение (религия) был и остается одним из найвпливо - виших исторических типов мировоззренческой культуры. Что же делает религию бессмертной, а религиозные мировоззренческие ориентиры работоспособными?

Прежде чем дать ответы на эти вопросы, надо определиться с понятием «религия», его сущностью и историей.

Слово «религия» в переводе с латыни означает «благочестие», «набожность». А понятием «религия», как правило, сказывается такой исторический тип мировоззренческой культуры, который по своей сути является фантастическим отражением человеком действительности на основе абсолютизации роли и значения сверхъестественных сил относительно явлений мирового порядка.

Религиозное мировоззрение распространяется прежде всего через такие основные институты, как церковь и мораль.

Церковь - это организованная форма объединения последователей любой религии или ее отдельных направлений или течений. Она возникла с появлением монотеистических религий и существует во всех основных религиозных течениях. Церковь как организация предполагает наличие общих для верующих догматов и культа, канонизированных «священных книг» и богослужебной литературы. Она имеет централизованную структуру, в которой важное место принадлежит духовенству, которое, в свою очередь, имеет свою строгую иерархию. Церковь является символическим олицетворением соответствующего религиозного течения. Она действует, как правило, в специальных сооружениях, где проходят богослужения и обряды. В христианстве основная постройка - церковь с алтарем, ориентированным, как правило, на восток. Главная церковь города или монастыря называется собором, католическая церковь - костелом, лютеранская - кирхой. Церковным сооружением у мусульман есть мечеть, у иудеев - синагога, в ламаистам - дацан, в синтоист - дзинь-дзя. Культовое сооружение нередко еще называют храмом.

Религиозная мораль является системой норм, правил, принципов поведения человека, получившего божественную санкцию и основывается на верованиях и догматах определенной религии.

Религиозное мировоззрение возник еще во времена первобытного общества, отражая роковую зависимость человека от природных стихий и представлений о существовании сверхъестественных сил.

Как социально-историческое явление религия менялась вместе с изменением форм общественной жизни, которые она своеобразно отражала. Этапами ее эволюции были первобытные верования (тотемизм, фетишизм, анимизм), политеизм, генотеїзм (признание многих богов во главе с одним верховным Богом) и монотеизм мировых религий (христианство, ислам, буддизм).

Выступления учащихся

Учащиеся выступают с сообщениями об истории и развитии основных мировых религий, демонстрируя вещественные признаки (иконы, книги, фотографии, репродукции картин). Выступления могут сопровождаться электронными презентациями.

Рассказ учителя

Основным определяющим признаком религиозного мировоззрения является его связь с верой в сверхъестественное - нечто такое, что стоит над закономерностями мирового порядка. Такая вера имеет свою структуру:

• во-первых, это вера в реальное бытие сверхъестественных существ (Бога, духов);

• во-вторых, это вера в существование сверхъестественных связей между природными явлениями (магия - действия, обряды и ритуалы, с помощью которых верующий человек пытается заставить воображаемые сверхъестественные силы определенным образом вмешаться в ее жизнь, повлиять на окружающую действительность; тотемизм - вера в общее происхождение и кровное родство между данной родовой группой людей и определенным видом животных, растений или определенным явлением природы);

• в-третьих, это вера в сверхъестественные свойства материальных предметов (фетишизм).

Согласно религиозного мировоззрения господствует представление о том, что якобы существует какой-то таинственный мир, который находится вне власти объективных закономерностей развития природы и общества. В мире сверхъестественного происходит то, что является невозможным для природного мира, - так считает верующий человек.

Живя в реальном, естественном мире, а также одновременно веруя в существование сверхъестественного, религиозно настроенный человек имеет двойной мировоззрение и двойственный характер деятельности. В своей трудовой деятельности человек всегда руководствуется стихийно или сознательно познанным ею природными закономерностями, а в религиозной - обращается к иллюзорной надежды относительно возможности сверхъестественного приумножения своих сил.

Признание веры в сверхъестественное является определяющим признаком религиозного мировоззрения, дает возможность отличать религиозные явления от нерелигиозных.

Вера в сверхъестественное как особое отношение к объектам, созданных человеческой фантазией, характеризуется следующими факторами:

• верой в реальное существование сверхъестественного - в отличие от других форм фантастического мышления, которые, например, встречаются в искусстве;

• эмоциональным отношением к сверхъестественному - религиозный человек не только осознает и представляет себе сверхъестественный объект, но и проникается своим отношением к нему;

• иллюзорной деятельностью, которая является неотъемлемым элементом любой религии.

Поскольку религиозный человек верит в особые способности сверхъестественных существ, сил или свойств влиять положительно или отрицательно на ее жизнь, то любая религия содержит определенные постановления, которые реализуются в религиозном культе. С помощью жертвоприношений, молитв, заклинаний, различных манипуляций религиозный человек надеется установить контакт со сверхъестественными силами и склонить их на свою сторону.

 

IV. Закрепление изученного материала

Беседа

1. Когда и на какой почве возникла религия? Чем она отличается от мифологии?

2. Почему вера в Бога является главной для любой религии?

3. Каков человек по религиозным мировоззрением?

4. Которой является строение мира с точки зрения религии?

5. Объясните, почему каждый культурный человек обязательно должен знать содержание Библии и других священных книг).

Дискуссия

Найти и «защитить» свою точку зрения относительно сильных и слабых сторон религиозного мировоззрения.

Учитель. Как и другие исторические типы мировоззрения, религиозное мировоззрение имеет сильные и слабые стороны.

Сила религиозного мировоззрения заключается прежде всего в том, что в религии впервые в истории мировоззренческой культуры человек рассматривается как противоречивое существо, как единство противоположностей - тела и души. Религиозное мировоззрение особой силы приобретает благодаря совершенствованию идеи Бога, как известно, начатой еще в мифологии. В христианстве это совершенствование проявляется не только через процесс деперсоніфікації божественной сущности, но и через создание знаменитой триады - Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. К тому же в христианстве выводится на арену мировоззренческого действа мессианский образ Иисуса Христа, а это дает возможность религии продемонстрировать собственное видение соотношения мировоззренческого выбора и реального процесса жизни человека.

Достаточно привлекательной является религия благодаря созданию ею моральных принципов формирования и развития мировоззрения. За моральные образцы мировоззренческого выбора человеку предлагаются, например, библейские заповеди.

И, наконец, религиозное мировоззрение, в отличие от мифологического, впервые подробно объясняет место и роль человека в мире, а также значимость веры в Бога.

В так называемых слабых сторон религиозного мировоззрения можно отнести прежде всего то, что религия принижает роль человеческого познания и практически-преобразовательной деятельности человека. К тому же религиозное мировоззрение абсолютизирует идею потустороннего счастья, фактически лишая человека права на земное счастье. Религиозное мировоззрение рисует заманчивую перспективу человеческого существования.

 

V. Подведение итогов

 

VI. Домашнее задание

Написать миниатюру по выражению С. Марешаля, приведенным в эпиграфе.