Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 9 НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ И КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

 

Невербальные средства и культура общения и поведения

 

Человек, который имеет высокий уровень культуры общения, придерживается общепринятых норм и пользуется всеми формами и средствами общения. Она легко вступает в контакт с людьми, исходя при этом из положительных коммуникативных установок. ее жесты, мимика, пантомимика подтверждают доброжелательное отношение к другим. Глаза ее открыты, она имеет выразительную мимику, живой взгляд. Это свидетельствует о способности человека к общению. При взгляде на нее не возникает чувство тревоги. Во время разговора высота голоса человека может меняться, ритмичность мелодии ее голоса постоянная. Такой человек имеет высокую самооценку, уверена в себе, о чем свидетельствует ее вне. Она непринужденная, ненапружена. Плечи свободно опущены, голова выпрямлена. Руки свободные, широкие жесты и свидетельствуют об открытости. Человек повернута и наклонена в сторону партнеров - слегка улыбается, спокойно, твердо, открыто и прямо смотрит в глаза собеседников, приглашая их к диалогу, сотрудничеству.

Сегодня все знают о единстве тела и духа. Недаром люди издавна говорят, что в здоровом теле живет здоровый дух. Где гуманно красноречива невербаліка, там за ней стоит духовно богатый человек, имеет высокий уровень моральной и психологической культуры общения. Последняя, в свою очередь, проявляется посредством невербальных сигналов. И даже если человек с таким уровнем культуры находится в плохом настроении или имеет какие-то неприятности, она умеет их скрывать.

О тесной и важна связь между невербаликой и ощущениями человека (зрительными, слуховыми и кинестетическим) свидетельствует наработки последних лет в области психологии и психотерапии - нейролингвистическое программирование [1]. Ученые обнаружили, что люди, реагируя на вопрос, язык, как правило, сначала бессознательно создают определенные образы, или говорят что-то к себе, или представляют определенные скелетно-мышечные ощущение. Какую из этих трех систем ощущений они выбирают для обработки информации, можно установить, считывая невербальные сигналы, в первую очередь следя за движением глаз. Если глаза движутся вверх, то человек в это время конструирует или воспроизводит зрительные образы. Если же ее глаза опускаются вниз вправо, она представляет слуховые образы, а если вниз и влево - то переживает кінестетичні ощущения.

Зная, в какой системе преимущественно (зрительной, слуховой, кінестетичній) и как работает мозг человека, можно понять ее. С помощью этой системы можно помочь человеку избавиться от барьеров, трудностей в общении. Например, один из специалистов в сфере нейролингвистического программирования Ф. Пьюселик учил, что в бизнесе нужно взаимодействовать именно с учетом таких особенностей людей. Если человек мыслит образами, стремится достичь успеха, что-то изменить, общаясь с ней, надо помочь ей создать привычные зрительные или слуховые образы (задавая соответствующие вопросы). Можно также употреблять привычные для нее слова (например: “Вы это сделаете лучше других и добьетесь успеха. Этот путь - для вас”). На такие слова человек реагирует положительно.

Итак, невербальные средства общения дают возможность работать сознательно с бессознательным и помогают достичь положительных результатов.

Новые данные, полученные в сфере невербалике, свидетельствуют о том, что есть два самостоятельных канала системы общения, которые работают одновременно и имеют специфические функции и механизмы, - вербальный и невербальный. Согласно новому предположению невербальные средства общения предназначены для непосредственного передачи смысловых установок через поведение человека, а язык - для передачи значений, заложенных в словах. Появляется все больше данных о том, что невербальные средства и бессознательные механизмы психики играют значительно большую роль как в процессе мышления, так и общения, чем считалось ранее.

Установлено также, что в формировании способности к интерпретации невербального поведения человека важное значение имеет учет этапов ее развития [5, с. 70-77]. На первом этапе развития человек распознает отдельные элементы поведения других на основе жестов и мимики, трактует лишь отдельные их действия. Развивая свои способности к расшифровке невербальной поведения других, человек учится воспринимать комплекс соответствующих средств из учетом конкретного контекста. Она не только распознает состояние партнеров по общению, но и правильно оценивает их отношение друг к другу. С временем человек учится не только адекватно анализировать невербальную поведение, а и использовать жесты, мимику, пантоміміку как средства регуляции отношений с другими.

Общаясь, люди развиваются, овладевают способами и средствами взаимопонимания, приобретают новых, неповторимых знаний о человеческий мир. Они, как писал Л. Честерфилд в “Письмах к сыну” [12], получают более важную образование благодаря считыванию людей и изучения их изданий, чем с помощью различных книг.