Лекция 9 НЕВЕРБАЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ И КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
Невербальные средства и культура
общения и поведения
Человек, который имеет высокий уровень
культуры общения, придерживается общепринятых норм и пользуется всеми
формами и средствами общения. Она легко вступает в контакт с людьми, исходя при этом из положительных
коммуникативных установок. ее жесты, мимика, пантомимика подтверждают
доброжелательное отношение к другим. Глаза ее открыты, она имеет выразительную мимику,
живой взгляд. Это свидетельствует о способности человека к общению. При взгляде на
нее не возникает чувство тревоги. Во время разговора высота голоса человека может
меняться, ритмичность мелодии ее голоса постоянная. Такой человек имеет высокую
самооценку, уверена в себе, о чем свидетельствует ее вне. Она непринужденная,
ненапружена. Плечи свободно опущены, голова выпрямлена. Руки свободные, широкие жесты
и свидетельствуют об открытости. Человек повернута и наклонена в сторону партнеров -
слегка улыбается, спокойно, твердо, открыто и прямо смотрит в глаза
собеседников, приглашая их к диалогу, сотрудничеству.
Сегодня все знают о единстве тела
и духа. Недаром люди издавна говорят, что в здоровом теле живет здоровый дух. Где
гуманно красноречива невербаліка, там за ней стоит духовно богатый человек,
имеет высокий уровень моральной и психологической культуры общения. Последняя, в
свою очередь, проявляется посредством невербальных сигналов. И даже если
человек с таким уровнем культуры находится в плохом настроении или имеет какие-то
неприятности, она умеет их скрывать.
О тесной и важна связь между
невербаликой и ощущениями человека (зрительными, слуховыми и кинестетическим)
свидетельствует наработки последних лет в области психологии и психотерапии -
нейролингвистическое программирование [1]. Ученые обнаружили, что люди, реагируя на вопрос,
язык, как правило, сначала бессознательно создают определенные образы, или говорят что-то
к себе, или представляют определенные скелетно-мышечные
ощущение. Какую из этих трех систем ощущений они выбирают для обработки
информации, можно установить, считывая невербальные сигналы, в первую очередь следя
за движением глаз. Если глаза движутся вверх, то человек в это время конструирует или
воспроизводит зрительные образы. Если же ее глаза опускаются вниз вправо, она представляет
слуховые образы, а если вниз и влево - то переживает кінестетичні ощущения.
Зная, в какой системе преимущественно
(зрительной, слуховой, кінестетичній) и как работает мозг человека, можно понять
ее. С помощью этой системы можно помочь человеку избавиться от барьеров,
трудностей в общении. Например, один из специалистов в сфере
нейролингвистического программирования Ф. Пьюселик учил, что в бизнесе нужно взаимодействовать
именно с учетом таких особенностей людей. Если человек мыслит образами,
стремится достичь успеха, что-то изменить, общаясь с ней, надо помочь ей
создать привычные зрительные или слуховые образы (задавая соответствующие вопросы). Можно
также употреблять привычные для нее слова (например: “Вы это сделаете лучше других и
добьетесь успеха. Этот путь - для вас”). На такие слова человек реагирует
положительно.
Итак, невербальные средства общения
дают возможность работать сознательно с бессознательным и помогают достичь положительных
результатов.
Новые данные, полученные в сфере
невербалике, свидетельствуют о том, что есть два самостоятельных канала системы общения,
которые работают одновременно и имеют специфические функции и механизмы, - вербальный и
невербальный. Согласно новому предположению невербальные средства общения
предназначены для непосредственного передачи смысловых установок через поведение
человека, а язык - для передачи значений, заложенных в словах. Появляется
все больше данных о том, что невербальные средства и бессознательные механизмы психики
играют значительно большую роль как в процессе мышления, так и общения, чем
считалось ранее.
Установлено также, что в формировании
способности к интерпретации невербального поведения человека важное значение имеет
учет этапов ее развития [5, с. 70-77]. На первом этапе развития человек
распознает отдельные элементы поведения других на основе жестов и мимики, трактует
лишь отдельные их действия. Развивая свои способности к расшифровке невербальной
поведения других, человек учится воспринимать комплекс соответствующих средств из
учетом конкретного контекста. Она не только распознает состояние
партнеров по общению, но и правильно оценивает их отношение друг к другу. С
временем человек учится не только адекватно анализировать невербальную поведение, а
и использовать жесты, мимику, пантоміміку как средства регуляции отношений с
другими.
Общаясь, люди развиваются,
овладевают способами и средствами взаимопонимания, приобретают новых, неповторимых
знаний о человеческий мир. Они, как писал Л. Честерфилд в “Письмах к сыну” [12],
получают более важную образование благодаря считыванию людей и изучения их
изданий, чем с помощью различных книг.