Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ

 

Урок № 57

Тема: Состав. Ударение. Основные правила переноса. Ознакомление с орфоепічним словарем и словарем ударений. Орфоэпическая ошибка (практически)

 

Цель: углубить знания учащихся о составе и ударение, формировать умение делить слова на слоги, определить слоги открытые и закрытые, ударные и безударные, правильно подчеркивать слова; дать понятие о орфоепічну ошибку; воспитывать уважение к народным обычаям, устного народного творчества; формировать орфоэпические навыки; развивать речь, логическое мышление учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник.

Ход урока

И. Проверка домашнего задания.

Предупредительный диктант. Определить и обозначить в словах изученные орфограми.

Рождаются и седеют люди, проходят века. Однако простые вещи передаются от предков к потомкам. В народе говорили: «Хата без рушника - семья без детей». Сегодня полотенца используются в народных обрядах. (Из журн.; 30 сл.)

Словарь.

Обряд - коллективные действия, осуществляемые по случаю важных событий в жизни человека, семьи, человеческого сообщества.

 

II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.

 

III. Актуализация опорных знаний

Беседа.

· Что называется составом?

· От чего зависит количество слогов в слове?

· Слог называется закрытым, а открытым?

· Какой состав называется наголошеним?

 

ИV. Объяснение нового материала.

Работа с учебником. Проработка теоретического материала (стр. 130-131).

 

V. Выполнение упражнений на закрепление.

Работа у доски. Записать слова, разделить их на слоги. Подчеркнуть открытые склады одной линией, закрытые - двумя. В выделенных словах определить орфограми.

Прочитать, смеются, песня, надежда, семья, степ, дуб.

Разделить слова на слоги и найти «лишнее» слово в каждой строке.

1. Гусь, курица, петух, гусенок, утка, зяблик.

2. Ромашка, василек, роза, лилия, мак.

3. Коза, лошадь, свинья, кошка, овца.

4. Март, апрель, май, июнь, июль.

Записать слова, погрупувавши их по количеству слогов.

Клюв, лен, знания, жизни, награжден, страна, район, безграничный, всепроникающего.

Прочитать пословицуя. Переписать их, разделив слова на слоги. Определить, в каком из пословицамиел складов больше всего, в каком - меньше.

Надо наклониться, чтобы из колодца воды напиться. Кто спешит, тот дважды делает. Белые руки работы боятся. Кто дело делает, а кто гавы ловит.

Народное творчество.

Работа с учебником. Выполнение упражнения 356 (усне).

Диктант. Записать слова, обозначить в каждом место ударения. Какие слова имеют двойной упор? (Их подчеркнуто) Проверить себя по словарю. В каких словах ударение служит для различения значения слов? (Они выделены курсивом). Можно ли неправильное ударение слова считать офроепічною ошибкой?

Барвинок, чтение, заглавие, вопросы, Родина, апостроф, дефис, арахис, атлас, документ, шофер, заработок, видимо, как-то, горячее, далечина, загадка, подарок, польза, деревце, ошибка, музыка, маячить, навсегда, яровина.

Для справок.

Родина - родная земля. Родина - наследие (как материзна).

Прочитать слова в соответствии с нормами украинской орфоэпии. Что является предметом изучения орфоэпии? Выделенные слова записать фонетической транскрипцией (обратив внимание на обовобязательное обозначения места ударения).

Случай, украинский, дочь (но дочь), пропуск, дрова, сельскохозяйственный, квартал, ноябрь, который (которая, которое), щедрота, цемент, обещание, каталог, ворота, центнер, фартук, спина.

Выразительно прочитать загадки, отгадать их. Выделенные слова выписать, разделив их для переноса. Проверить себя по таблице (с. 131). Из этих слов нельзя переносить? Почему?

1. Не я хожу, а прыгаю, потому что неровные ноги имею. Через поле наугад перегнал бы я коня. Я страшный трус, всех на свете я боюсь. 2. Бют меня старые и малые и в воздухе, и на земле. И от этого не умираю, только весело прыгаю.

Отгадки. Заяц. Мяч.

Словарный диктант с заданием. Разделить слова для переноса. Проверить себя по таблице «При переносе» (с.131). Назвать в выделенных словах орфограми.

Майонез, позвонить, подземный, безоблачный, разъяснить, без'язикий, отец, украинский, третьего, край, И. Я. Франко, непрерывный, распахивать, отправитель, уединенный, разросся, часы, оббризкати, нагримати, приложить, Д. В. Павлычко.

 

VИ. Подведение итогов урока.

 

VII. Домашнее задание.

П. 17, упражнение 359.