Раздел ІХ. МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА САМОСОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Урок 63. Историчность мировоззрения
Цель: сформировать понятие «историчность мировоззрения», выяснить, как мировоззрение меняется в исторические эпохи; воспитывать эстетическую культуру.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: защита электронных проектов.
ХОД УРОКА
I. Врганізаційний момент
II. Изучение нового материала
Учитель. Историческое сознание. Историческая память. В общественной жизни человека важную роль играет историческое сознание и мировоззрение. Они занимают важное место в развитии сознания и мировоззрения школьника. Знатоки утверждают, что историческое сознание и мировоззрение является ядром общего сознания школьника, ведь это способность воспринимать и понимать прошлое человечества и своего народа, своего рода, используя опыт поколений, находить, вырабатывать собственные ориентиры в обучении и жизни.
Историческое сознание - это не сумма знаний по истории, а этическая, политическая ориентация на основе приобретенных знаний. Это выяснение своего места в жизни людей под углом зрения истории, ее жизненных уроков. В историческом сознании и мировоззрении главное - память в голове, память в сердце. Это так называемая кладовая сознания, которую необходимо пополнять и очень бережно использовать.
Изучение истории народов и государств начинается с описания первых поселений людей на земле, раскрытие специфики образования родов и заканчивается историей современных сел, городов, государств. В этих объединениях людей складывалась их взаимодействие с природой, вырабатывались нравственные и правовые нормы совместного проживания. История учит, что только уважение к человеку независимо от его происхождения, верований может стать основой нормальной жизни и высокого уровня демократии
Для исторического сознания и мировоззрения нужны знания истории человечества, цивилизации и знания о своем роде, о своих село или город. Тарас Шевченко завещал нам:
Все разберите, да и спросите
Тогда себя: Что мы?
Чьи сыновья, которых родителей?
III. Защита электронных проектов
Темы
1. «Как формируется историческое сознание?»
2. «Проблемы формирования исторического сознания и мировоззрения украинцев».
3. «Как формируется историческое мировоззрение?»
IV. Закрепление изученного материала
Беседа с учащимися
1. Что такое историческая память, историческое мировоззрение?
2. Назвать факторы исторического мировоззрения.
3. Как формировать историческое мировоззрение у школьников?
V. Итог урока
VИ. домашнее задание
Подготовить сообщение к следующему уроку.