Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 9 НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ И КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

 

Контакт глаз

 

Если человек, который овладел культуру общение, хочет достичь взаимопонимания с другими, она смотрит им в глаза, то есть помнит о значении визуального контакта. Издавна известно, что взглядом можно положительно или отрицательно повлиять на другого человека. Можно услышать такое: “глаза бегают”, “глаза излучают молнии”, “затуманенные глаза”, “недобрые глаза” и т. др.

Этнографы даже делят нации на “контактные” и “неконтактные”. К первым относят, например, итальянцев, испанцев, латиноамериканцев, арабов. В их общении взгляд имеет большое значение. Представителями “неконтактных” культур считаются народы Скандинавии, Японии, Индии, Пакистана, где не принято прямо рассматривать человека. Японцы, например, смотрят на шею собеседника, глаза которого находятся в поле периферийного зрения. Зная об этом, при встречах с людьми разных национальностей важно не только пользоваться общечеловеческой культурой общения, но и иметь представление об их этнопсихологию, об особенностях их невербального общения.

Контакт глаз является основой доверчивого, культурного общения. С него, как правило, начинается деловая или интимная разговор.

Известно, что зрачки у человека расширяются, когда ее что-то заинтересовало [9]. Содержание такого сигнала знают давно. Этим, например, пользовались еще купцы Киевской Руси.

Иногда во время общения с одними людьми мы чувствуем себя приятно, а с другими - чувствуем раздражение, даже тревогу. Очень часто это связано с “поведением” глаз, с тем, как на нас смотрят: прямо, сверху вниз или снизу вверх, кратковременным или длительным взглядом. Через взгляд мы чувствуем неприязнь, оценивания, зависть или же, наоборот, интерес, внимание, заинтересованность. Под взглядом одного человека нам становится тепло и приятно, а под взглядом другого - неудобно, больно, потому что ее глаза нас вроде отталкивают.

Если человек невезучий или хочет что-то скрыть, ее глаза встречаются с вашими редко, где-то около трети времени общение. Долго (до двух третей всего времени) люди смотрят друг на друга, если им приятно быть вместе. Такое бывает и тогда, когда в них враждебные отношения. Считается, что для того, чтобы отношения были добрыми, целесообразно смотреть в глаза друг другу 60-70% времени общения. Делать это, как известно, можно по-разному. Полностью открытые глаза свидетельствуют о чувствительности, заинтересованность. Прикрытые глаза является признаком равнодушия, усталости, инертности, превосходства и т.д. Прямым взглядом чаще всего показывают интерес, доверие, желание вступить в контакт. Взгляд со стороны - это, скорее, недоверие, скептицизм. Если человек смотрит снизу вверх, это часто означает, что она агрессивно возбуждена или же готова подчиниться, услужить. Если взгляд направлен сверху вниз, это свидетельствует о желании подчеркнуть свое превосходство, презрение. Иногда человек уклоняется от взгляда не потому, что хочет что-то скрыть, боится чего-то, а потому, что стеснительный, неуверенный в себе, целомудренная.

Различают деловой, социальный и интимный взгляды [8]. Во время делового общения желательно смотреть на условный треугольник, что размещается на лбу собеседника, тогда взгляды будут примерно на одном уровне. Если смотреть на символический треугольник, который проходит через линию глаз, но смещается уже ниже подбородка, спускаясь на тело, - это социальный или интимный взгляд.

Если собеседники спокойно смотрят друг другу в глаза и говорят, нередко они начинают чувствовать доверие и взаимную симпатию. Итак, возможно, неприязнь определенной степени связана с тем, что люди не видят друг друга и редко общаются по принципу “глаза в глаза”. Ораторам также известно о том, что их доброжелательный взгляд в глаза тем, кто пришел на встречу, помогает слушателям успокоиться и внимательно слушать.

Следовательно, контакт глаз способствует коммуникативной взаимодействия людей - деловой, общественной и интимной общению, удовлетворению их эмоциональных ожиданий и потребности в сохранении своего достоинства, самоценности, соблюдению этических норм и правил.