Раздел 4
5 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИИ
5.3. Акцентуации характера как причина важковиховуваності
В отечественной педагогической психологии хорошо зарекомендовал себя подход к "трудных" воспитанников, основанной на выделении различных категорий "акцентуаций характера". Исходным для этого подхода является понимание акцентуации характера как крайних, предельных вариантов нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены. Вследствие этого человек демонстрирует избирательную уязвимость по отношению к определенного рода психогенным воздействиям (тяжелым переживаниям, чрезмерных нервно-психических нагрузок) при удовлетворительной и даже повышенной устойчивости к другим раздражителям. Срок акцентуации характера предложил немецкий психиатр К. Леонгард, теория акцентуаций характера которого стала популярным объяснительным принципом проблемного поведения детей и подростков в нашей стране с начала 80-х годов прошлого века. Самый авторитетный отечественный исследователь этой психологической проблемы А. Е. Личико считал целесообразным выделять 11 типов акцентуаций характера:
гіпертимний (сверхактивность, болтливость), циклоїдний (смена периодов активности и подавленного состояния), эмоционально-лабильный (склонность к резкой смене настроений, в соответствии с изменениями ситуации), астеноневротический (нерешительность, раздражительность, склонность к депрессии), сенситивный (робкий, с чувством собственной неполноценности), психастенічний (тревожность, быстрая утомляемость и склонность к нервным срывам), шизоидное (замкнутость, эмоциональная холодность, отсутствие сопереживания другому), эпилептоидная (способность к накоплению аффекта, неуправляемости при канализации его, импульсивность поведения), істероїдний (демонстративный, авантюрный, некритичен и лживый в погоне за признанием), неустойчивый (склонность к поиску новых впечатлений, поверхностность отношений, легко поддается влиянию окружения) и конформний (чрезмерная подчиненность и зависимость).
Чаще всего акцентуации характера оформляются в подростковом возрасте в период пубертатной кризиса. В зависимости от степени выраженности их разделяют на явные и скрытые. Они редко существуют как "чистые" типы. Чаще всего здесь имеет место сочетание нескольких девиаций. Важно осознать, что возникновение явной акцентуации характера, даже при условии определенной внутренней предрасположенности к ней, не является фатальністю. Решающую роль здесь играют особенности воспитательной среды, в котором оказывается личность такого ребенка. На сегодня установлены достоверно значимые зависимости между вероятностью проявления некоторых акцентуаций и определенным типом неправильного семейного воспитания. Зависимость от типа акцентуации неправильного семейного воспитания выглядит следующим образом:
Тип акцентуации | Тип неправильного воспитания |
Циклоїдний | Ущемления, унижения близкими |
Лабильный | Гіперпротекція или эмоциональное отвержение |
Психастенічний | Повышенная ответственность, доминирующая гіперпротекція |
Шизоидное | Жестокие взаимоотношения |
Эпилептоидная | Жестокие взаимоотношения или потуральна гіперпротекція |
Істероїдний | Потуральна гіперпротекція (семейный кумир) |
Неустойчивый | Гіпопротскція (безнадзорность) |
Гіпертимний | Гіпопротекція или доминирующая гіперпротекція |
Каждая из приведенных акцентуаций, будучи имеющейся в структуре характера, инициирует определенные формы девиантного поведения питомца. Согласно этому коррекционную работу с такими проблемами надо разворачивать по двум направлениям:
• работа с родителями, направленная на устранение или по крайней мере смягчения психотравмирующих ситуаций, если при обследовании обнаруживается, что ребенок социализируется в негармонійній семье;
• активное обучение подростков распознаванию тех ситуаций, в которых они являются наиболее уязвимыми, учитывая имеющийся тип акцентуации.
Анализируя это направление коррекционной работы с подростками-акцентуантами, можно выделить три основные цели:
• научить подростка узнавать сложные для него ситуации;
• сформулировать способность увидеть те ситуации со стороны, научить подростков анализировать, использовать опыт собственных ошибок;
• расширить диапазон возможных способов поведения подростка в сложных для него ситуациях, поскольку стандартность, стереотипность поведения - это то главное, что характеризует поведение человека, когда к ней предъявляют требования, соответствовать которым она не готова.
Метод групповой игры является оптимальным для реализации таких психокорекційних целей. В ходе его применения подростки разыгрывают тяжелые для нескольких типов акцентуаций ситуации. Например, предложение выпить перед дискотекой. Роль приятеля - провокатора играет психолог - психотерапевт, который настойчиво убеждает героя и других участников реализовать этот или другой асоциальные намерения. После того, как все участники попробуют себя в роли главного героя, результаты обобщаются через прописывание на доске всех аргументов "приятеля", обсуждение того, кто и в каких аргументов проявил особую чувствительность. И далее производятся оптимальная стратегия поведения для подростка с определенной акцентуацией.
Еще одно перспективное направление работы с такими подростками - учет особенностей их характера при планировании относительно них соответствующей воспитательной работы. Так, демонстративная личность полезно привлечь к сценически-творческой деятельности в каком-то театральном кружке, ученику - шизоїдові, наоборот, будут полезными виды интеллектуальной или физической работы, что не требуют участия в многолюдных мероприятиях, а углубленных индивидуальных занятий (например, создание компьютерных программ), а гіпертимові больше подойдет организационная работа.