Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Педагогическая психология: учебное-методическое пособие

Раздел 4

 

5 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИИ

 

5.2. Общая характеристика девиантного поведения

 

Трудновоспитуемость вызывает невосприимчивость ребенка к позитивного социального опыта. Она часто выступает следствием педагогической запущенности. Такую запущенность в психологии обозначают как долговременный, неблагоприятное для развития личности состояние ребенка, что является следствием недостаточности, противоречивости или негативности влияний микросреды (семьи, школы, группы досуга), которые еще ухудшаются (усиливаются, усложняются) внутренними индивидуальными условиями развития такого ребенка. Для педагогически запущенных детей характерными являются социальная незрелость, бедность духовных запросов и интеллектуальных интересов, отсутствие или недоразвитость нравственных пот-реб и установок. Такого рода безнравственность часто становится источником асоциального поведения личности.

Асоциальным поведением считают активность человека, в которой проявляется устойчивая тенденция отклонения от социальной нормы. Такие отклонения классифицируются как девиации социально корыстного, агрессивного и социально-пассивной направленности.

Социально корыстные девиации - это правонарушения и проступки, связанные с желанием получить материальную или денежную выгоды (кражи, спекуляция, мошенничество и т.п.). Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются во враждебных действиях, направленных против личности с целью причинить ей страдания или нанести вред (это могут быть оскорбления, хулиганство, побои, убийства и изнасилования). К социально-пассивных отклонений относятся уклонение от работы и учебы, употребление алкоголя, наркотиков и других психотропных веществ, бродяжничество. Крайняя форма социально-пассивной девиации - это самоубийство личности. Основная черта, которая объединяет все эти особенности поведения людей, их нежелание брать на себя ответственность за решение личных и социальных проблем, уклонение от активной социальной жизни и выполнению гражданских обязанностей.

Психологи предлагают выделять следующие стадии развития асоциального поведения:

неблагодарное поведение (эпизодические шалости, озорство);

поведение, которое осуждается (связана с систематичнішим осуждением со стороны воспитателя);

девиантное поведение (нравственно отрицательные проявления и проступки);

делинквентное (передзлочинна) поведение (хулиганство, кривдження, образы);

преступное поведение (наказывается в соответствии с уголовным кодексом);

деструктивное поведение (преступление с тяжелыми последствиями для жертвы или с имущественным вредом).

Среди основных факторов, которые стимулируют асоциальное поведение, выделяют внешние и внутренние.

Внешние факторы подразделяют на мікросоціальні (семья, школа, референтная группа) и макросоціальні (характерные особенности социально-экономических и идеологических процессов, присущие определенному обществу). Так, для стран с переходной экономикой являются типичными рост обнищание населения, ослабление государственного и общественного контроля в большинстве сфер общественного бытия, над средствами массовой информации. Кроме того, наблюдается устойчивая тенденция к росту безнадзорности, корыстных преступлений молодежи и подростков, злоупотребление алкоголем и психотропными веществами среди этой категории граждан. Большинство делінквентів живет в неблагополучных семьях, где имеются напряженные отношения между детьми и взрослыми, неудовлетворительное опеки последних о воспитании детей.

Внутренние факторы, которые чаще всего приводят к совершению преступлений несовершеннолетними, такие:

потребность в престиже, самоуважении;

необходимость риска и переживания опасности, которые выполняют функцию активатора психики (особенно у лиц с "немотивированными" поступками);

наличие искусственных потребностей;

эмоциональная неустойчивость;

агрессивность, чаще всего приобретенная в условиях семьи или иной референтной группы;

наличие акцентуаций характера (к группе риска здесь входят гіпертими, истероиды, шизоиды, эмоционально лабильны и неустойчивы акцентуанти);

отклонения в психическом развитии;

неадекватная самооценка и т.д.

Самооценка является одним из центральных механизмов самосознания личности. Как сложное когнитивно-эмоциональное образование она является проекцией осознание человеком отношение к себе, отношение к другим людям и к ожидаемых результатов отношение других к себе. Исследуя проблему психологических причин вхождения подростка в криминальную среду, как главную детермінанту можно выделить несоответствие собственной самооценке подростка-делінквента оценок его личности родителями, учителями, классной группой: внешняя оценка здесь всегда ниже, чем самооценка (даже если последняя достаточно соответствующая). Как следствие, у подростка недовольными остаются такие базовые человеческие потребности, как потребность в принятии другими и в самоуважении, что вызывает у него психологический дискомфорт и даже стресс. Распространенным путем преодоления такой личностной дисгармонии является поиск группы, в которой бы подростка оценивали положительно. Такой часто и становится асоциальное или криминальная группа. Поэтому особенно важно создавать для подростков, о которых идет речь, условия вхождения в неформальную группу, ориентированную на нормативную шкалу ценностей (подростковые клубы и т.п.), и таким образом менять их ценностные доминанты общения.

Психолого-педагогические принципы организации таких детских коллективов своего времени сформулировал выдающийся украинский педагог А. С. Макаренко:

Совместная деятельность, общие цели, которые сплачивают коллектив.

Наличие перспективных линий развития (близкой, средней и отдаленной перспективы), которые стимулируют активность коллектива и его членов.

Чувство защищенности и радостный мажорный тон как основная цель идентификации детей с группой.

Эстетика дисциплины и развитие детского самоуправления.

Преемственность (преемственность) и различные формы ее проявления (ритуалы, традиции, игровые элементы).

Связь с другими детскими коллективами.

Педагог - воспитатель или классный руководитель как организующий центр и основной двигатель всей системы коллективных взаимоотношений в группе.

В контексте понимания возможностей перевоспитания уголовного личности можно рассмотреть деформации центральных личностных образований такого человека по сравнению с представителями нормативной группы. Особенно ценным с позиции психолого-педагогического анализа в

 

Таблица

Личностные деформации уголовного лица и перспективы их коррекции

Личностные структуры

Деформированное содержание личностных структур, что подлежит коррекции

Разногласия 3 группой нормы

Возможности коррекции

Доминирующая система отношение к другим

В отношении к

других преобладает

неприятие,

настороженность,

конкуренция,

ожидания

враждебности

Значительно

отличается от группы нормы. Меньше на этапе делінквентності

Возможности коррекции имеющихся. Психокоррекция и изменения в реальной социальной взаимодействия такого человека

Доминирующая система отношения к себе

Самооценка неадекватно высокая или низкая. Наличие конфликта между самооценкой и оценкой социума

Значительно

отличается от группы нормы. Выступает пусковым механизмом делінквентності

Коррекция только через достижение успеха в значимой сфере деятельности, изменения в социальном оценивании. Роль психокоррекции вспомогательная

Доминирующая система отношения к труду

Доминирование пренебрежения к труду, ее незначимости, неприятия, отвержения. Труд как атрибут неудачников и "слабаков"

Очень сильно отличается от группы нормы. Разногласия существенно меньшие на этапе

делінквентності

Коррекция возможна, но только на раннем этапе делінкве-нтності. Психоко - рекційна и психо - педагогическая работа (в том числе семейная)

Ценности

Контрнормативні, негативные, асоциальные, эгоцентричны

Значительно

отличаются уже на этапе делінквентності

Целесообразна ранняя коррекция. Условия:

смислодіяльнісний

подход, опора на реальность. Тренинг, групповая психокоррекция и педагогическая работа

Социальные установки

Агрессивность, физическое насилие как норма, контрнормативність как стиль поведения и положительная характеристика личности;

Значительно

отличаются уже на этапе делінкве-нтності. Социальные установки выполняют роль механизмов защиты "Я" и готовности

Возможности коррекции имеющихся. Значительные на этапе делінквентності. Психопедагогічна коррекция. Психокоррекция. Специальный рефлексивно-

Личностные структуры

Деформированное содержание личностных структур, что подлежит коррекции

Разногласия 3 группой нормы

Возможности коррекции

 

скрытая

асоциальность большинства членов общества; негативизм по отношению к властным структурам (особенно правоохранительных)

к уголовной действия

перцептивный тренинг

приведенной таблицы выдается прогноз перспектив коррекции доминирующей системы социальных отношений, шкалы ценностей и социальных установок делинквентного лица, сделанный на основании экспериментальных исследований известного психолога А. О. Реана.