II СЕМЕСТР
УРОК 55
Тема. Сказка «Теремок». Подтверждение или отрицание утверждения, высказанного учителем по содержанию сказки. Воспроизведение, инсценировка диалогов из сказки
Цель: учить учащихся правильно формулировать вопросы; высказывать своё отношение к ситуации; развивать навыки аудирования текста, способность к речевому самоконтролю, фонематический слух; прививать любовь к труду; формировать критическое отношение к поступкам героев сказки; воспитывать чувство уважения к друзьям.
Оборудование: рисунки к игре «Какое слово спряталось»; рисунок к стихотворению А. Фета «Чудная картина»; мультфильм по мотивам русской народной сказки «Теремок»; рисунки к сказке «Колобок» и мультфильму «Ну, погоди!»; рисунки с изображением героев сказки «Теремок»; элементы костюмов к сказке «Теремок».
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Игра «Какое слово спряталось»
На доске учитель выставляет рисунки с изображением предметов, первые звуки которых могут составить слово природа.
— Какое слово мы можем «собрать» из первых звуков названий?
2. Беседа о природе
— Какое стихотворение о природе мы выучили на прошлом уроке?
— Давайте вместе выразительно расскажем его. (На доске — рисунок, который помогает вспомнить строчки стихотворения.)
— О каком времени года идёт речь? (Зима)
— Какие ещё времена года вы знаете?
— Когда возвращаются птицы с юга? (Весной)
— А когда вновь улетают в тёплые края? (Осенью)
— В какое время года птицы особенно нуждаются в нашей помощи? (Зимой)
— Почему?
— Как им можно помочь?
— А какое время года радует нас ягодами: клубникой, малиной, смородиной? (Лето)
— Чем вы любите заниматься летом? (Купаться, загорать, ходить в лес...)
— Зачем нужно любить и оберегать природу?
3. Вывод
Мы — хозяева нашей природы. Она для нас — кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Их надо охранять, открывать и показывать. Для рыбы нужны чистые водоёмы. Будем их охранять. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные. Будем охранять леса, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.
По М. Пришвину
III. Сообщение темы и задач урока
— Сегодня на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой «Теремок», отправимся в театр и сами станем героями представления и зрителями.
IV. Мотивация учебной деятельности учащихся
— Скажите, кто из вас был в театре?
— В каких театрах вы были? (ТЮЗ, кукольный театр.)
— Вы заметили, что в одних театрах героев сказок играют люди, а в других — куклы?
— Сегодня на уроке мы будем настоящими актёрами и настоящими зрителями. Ведь не только от актёров, но и от зрителей зависит, состоится представление или нет.
Учитель проводит беседу о правилах поведения в театре. Можно использовать видеофильм из киножурнала «Ералаш».
V. Работа по теме урока
1. Знакомство с текстом русской народной сказки «Теремок» (чтение учителем)
ТЕРЕМОК
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я — лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить!
Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка.
— А ты кто?
— А я — зайчик-побегайчик.
— Иди к нам жить!
Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.
Идёт мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— А ты кто?
— А я — лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить!
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— А ты кто?
— А я — волчок-серый бочок.
— Иди к нам жить!
Волк влез в терем. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.
Вдруг идёт медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок-серый бочок.
— А ты кто?
— А я — медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез-лез — никак не получается. Вот и говорит:
— А я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь.
— Нет, не раздавлю.
— Ну, так полезай!
Влез медведь на крышу и, только уселся — трах! — затрещал теремок, упал на бок и развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!
2. Беседа по содержанию сказки «Теремок»
— Где стоял теремок? (В поле)
— Кто первым увидел теремок? (Мышка-норушка)
— Какие ещё звери прибежали в теремок? (Лягушка, зайчик, лисичка, волчок, медведь)
— Кто был последним жителем теремка? (Медведь)
— Почему зверятам пришлось строить новый теремок?
— Какой вопрос задавали звери, когда впервые видели теремок? (Кто в тереме живёт?)
— Что отвечали жители теремка? («Я»,— и называли своё имя.)
— А что они спрашивали все вместе у очередного гостя? (А ты кто?)
— Что предлагали жители теремка очередному гостю? (Иди к нам жить!)
3. Просмотр мультфильма по одноимённой русской народной сказке «Теремок»
4. Работа с текстом сказки «Теремок»
— Как звали мышку? (Норушка)
— Как вы думаете, почему? (Потому что она живёт в норке.)
— А как звали лягушку? (Квакушка)
— Почему? (Потому что она квакает.)
— Как звали зайчика? (Побегайчик)
— Я думаю, что его назвали так, потому что он всё время от кого-то убегает. То от волка, как в мультфильме «Ну, погоди!», то от лисицы, как в сказке «Колобок». А вы как думаете? (Дети высказывают своё мнение по данному вопросу. А учитель в подтверждение своих слов вывешивает на доске рисунки к сказке «Колобок» и мультфильму «Ну, погоди!»)
— А почему лисичку назвали сестричкой? Ведь она хитрая. Больше подошло бы название лисичка-хитрушка. (В этой сказке лисичка хорошая, такая же добрая жительница волшебного лесного домика, как и мышка, лягушка и др. Она очень мирно уживается с зайчиком в одном доме. Поэтому она — как сестричка,— добрая, дружелюбная.)
— Почему же волка называют серым бочком? Потому, что он ходит боком и выпачкал его серой краской? (Нет. Просто шуба у волка серого цвета. А бочок, потому что бок о бок живёт со всеми лесными жителями в дружбе.)
— А за что медведя прозвали косолапым? (Дети высказывают своё мнение по данному вопросу. Во время обсуждения имен героев сказки на доске появляются рисунки с их изображением.)
5. Инсценировка русской народной сказки «Теремок»
— Давайте ещё раз вспомним, как зовут действующих героев сказки. (Мышка- норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь косолапый)
— А как вы думаете, всех ли действующих лиц мы вспомнили?
— Кто рассказывает сказки? (Сказочник)
— Теперь, ребята, мы распределим роли.
— Все помнят, что зрители — это тоже участники представления?
Учитель распределяет роли и каждому герою одевает элемент костюма выбранного персонажа. Например: сказочнику — шляпу и шарф; мышке — ушки и хвостик; лягушке — маску и т. д.
— Каким голосом разговаривает мышка? (Писклявым)
— А медведь? (Громким, грубым)
— А лисичка? (Мягким, ласковым) И т. д.
— Итак, сказка начинается.
Дети (с помощью учителя) начинают инсценировать сказку, имитируя голоса животных. Сказку можно проинсценировать несколько раз, выбирая других исполнителей ролей животных.
VI. Итог урока
Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам — урок.
— Почему говорят, что сказка — ложь? (Потому что звери не живут в теремках и не разговаривают человеческим языком.)
— А какой «урок» преподнесла нам эта сказка, чему научила?
— В народе говорят: «Птица сильна крыльями, а человек — дружбой»; «Где труд — там и радость».
Вот и вы цените дружбу, помогайте друг другу, не ленитесь — и тогда всё у вас будет получаться, любая работа — спориться.