II СЕМЕСТР
УРОК 54
Тема. Люби, береги природу. Заучивание стихотворений о природе со слов учителя. Составление реплик диалога по рисунку и словосочетаниям
Цель: учить учащихся выразительно рассказывать стихотворения о природе; передавать свои чувства и отношение ко всему живому на земле; рассуждать по данной теме; развивать речь, память, логическое мышление; воспитывать бережное отношение к природе; формировать критическое отношение к загрязнению окружающей среды.
Оборудование: рисунки птиц к игре «Узнай знакомую»; аудиозапись пьес из альбома П. И. Чайковского «Времена года»; рисунки предметов живой природы; рисунки машины, игрушек, мебели, дома; игрушки — ёжик, солнышко, ветер; рисунок « В лесу »; рисунок к стихотворению А. Фета « Чудная картина».
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Игра «Узнай знакомую»
Комментарий: на доске — рисунки птиц, о которых дети говорили на прошлом уроке, и птиц, о которых не вспомнили. Нужно выбрать знакомых птичек.
Знакомые: синицы, скворцы, дятлы, сороки, сойки, воробьи, вороны, снегири. Незнакомые: соловьи, журавли, щеглы, шишкари, ласточки, голуби и т. д.
2. Игра «Узнай незнакомку»
Комментарий: учитель описывает по очереди оставшихся на доске птиц и говорит, как они называются, а дети узнают птичку по описанию.
III. Сообщение темы и задач урока
— Сегодня на уроке вы узнаете, что мы называем природой, зачем нужно оберегать природу. Выучите стихотворение о природе А. Фета «Чудная картина». Будете учиться задавать вопросы и давать на них полные ответы.
IV. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель читает стихотворение-рассказ Л. Дайнеко о природе (на фоне аудиозаписи пьесы из музыкального альбома П. И. Чайковского «Времена года»).
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живёшь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
— Назовите предметы природы, о которых говорилось в стихотворении.
— Какие ещё предметы природы вы знаете?
— Знаете ли вы, что природа бывает живая и неживая?
— Какие предметы относятся к живой природе, какие — к неживой?
— Нужно ли беречь природу?
— На все эти вопросы мы и будем искать ответы на нашем уроке.
V. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Сообщение учителя
— Природа — это окружающий нас воздух, вода, солнце, облака, камни, песок, растения и животные. Человек — тоже часть природы. Наша жизнь тесно связана с природой. Воздухом мы дышим, водой утоляем жажду. Растения и животные дают нам пищу.
Изучая природу, познавая её тайны, мы учимся лучше понимать себя. Если мы будем беречь природу, правильно использовать её, то обеспечим себе здоровье и благоприятные условия жизни.
На доске поочередно выставляются рисунки с предметами живой природы.
— Давайте вспомним, что мы называем природой.
— А всё то, что сделано руками людей,— не относится к природе. Например (выставляются рисунки).
2. Игра «Природа вокруг нас»
Комментарий: учитель показывает рисунки, а дети хлопают в ладоши, если предмет относится к природе, и сидят тихо, если этот предмет сделан руками человека.
3. Игра «отгадай-ка»
— К нам пришли гости, но они стесняются показаться вам, т. к. забыли свои имена. Давайте поможем им! (Учитель заранее положил в коробку игрушечного ёжика, солнышко и ветер.)
• В стране лесной
Живет портной,
А одёжки ни одной.
А в чём секрет? Какой ответ?
Иголки есть, а ниток нет. (Ёж)
• Золотое яблочко
По небу катается,
С утра улыбается.
А улыбка — лучи,
Очень горячи. (Солнце)
• Когда он отдыхает,
На время всё стихает.
И листья не колышутся,
И шорохи не слышатся. (Ветер)
— Молодцы!
VI. Работа по теме урока
1. Слушание рассказа «пять дубочков»
— Послушайте, какой рассказ принесли нам наши гости.
ПЯТЬ ДУБОЧКОВ
Дима и Серёжа пошли погулять в лес. Там они встретили Ёжика. Ёжик подарил мальчикам по три саженца маленьких дубочков и сказал:
— Посадите их возле дома.
Принёс Дима свои саженцы домой, выкопал ямку, посадил дубок. Взял второй саженец, глянул и подумал, что корень у него слабый. Потому и решил выбросить его на дорогу. Глянул на третий дубок. И показалось ему, что веточки у саженца совсем слабые. Выкинул Дима и это деревце на дорогу.
А Сергей посадил свои три дубочка, выходит на дорогу, и видит, что два саженца в пыли на дороге валяются. Поднял их и посадил рядом с тремя дубками.
Поливал Серёжа дубки, ухаживал за ними. А Солнышко и Ветер ему помогали. И через время зазеленели молодые деревца. Зашелестел Ветер среди молодых веточек, заиграло Солнышко на зелёных струнах.
А Дима забыл про свой дубок. Засохло маленькое деревце.
Прошло много лет. Стали мальчики взрослыми людьми. У Дмитрия уже свой сыночек подрастает — Димочка, а у Серёжи — Серёжа.
Однажды спрашивает Димочка папу:
— Папа, почему возле дома Сергея растут пять дубочков, а возле нашего дома — ни одного?
Молчит отец. Молчит...
— Как вы думаете, кто из мальчиков поступил правильно? (Сергей)
— Почему вы так решили? (Он посадил и вырастил деревья.)
— Кто помогал Сереже ухаживать за деревцами? (Ветер и Солнышко)
2. Составление реплик диалога по рисунку и словосочетаниям
1) Беседа
— Посмотрите, какой рисунок принесли нам наши гости. (На сюжетном рисунке изображены мальчики, которые ходят по лесу и встречают Ёжика, несущего саженцы.)
— Кого вы видите на картинке? (Мальчиков)
— Как их зовут? (Дима и Серёжа)
— Кого встретили дети? (Ёжика)
— Что несёт Ёжик? (Саженцы дубочков)
— Как вы думаете, что сказали Ёжику дети, когда встретились? («Здравствуй, Ёжик!»)
— Что ответил им Ёжик? («Здравствуйте, ребята!»)
— Что спросили дети у лесного жителя?
— Что ответил Ёжик?
2) Работа над составлением диалога из 3-4 вопросов и ответов
После этого учитель выбирает детей-актеров и предлагает им инсценировать ситуацию.
3. Работа над заучиванием стихотворения о природе А. Фета «Чудная картина»
— Ой, посмотрите, что это принёс нам Ветер-ветерок?!
Учитель открывает конверт и читает стихотворение А. Фета «Чудная картина». На доске открывается рисунок, иллюстрирующий природу, описанную в стихотворении.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
— Почему автор называет картину «чудной»? Как вы понимаете это слово? (Чудесная, прекрасная, красивая, очаровательная)
— Какого цвета равнина? (Белая равнина)
Учитель описывает рисунок словами стихотворения.
Учащиеся вместе с учителем выучивают и рассказывают стихотворение наизусть.
VII. Итог урока
— Кто приходит к нам в гости?
— О чём нам рассказали Ёжик, Солнышко и Ветерок?
— Что нужно сделать, чтобы о тебе помнили? (Сажать деревья, ухаживать за ними.)
— Какую картину нарисовал художник? (Чудную)
— Как вы думаете, какое время года описал А. Фет в своём стихотворении?
— Давайте вспомним, что бывает зимой.
• Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)
• Растет она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце припечёт —
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)
— Ребята, чем мы с вами можем помочь природе?
— Как к ней нужно относиться? Почему?