II СЕМЕСТР
УРОК 56
Тема. Село. В поле, на огороде. Усвоение новых слов. Соотнесение слов с изображениями предметов
Цель: познакомить учащихся с новыми словами — названиями инвентаря для обработки земли, овощей; формировать навыки монологической речи; расширять знания и представления учащихся о селе; работе на огороде и в поле; развивать речь, умение мыслить логически; прививать любовь к труду; воспитывать уважение к людям труда.
Оборудование: рисунки сельхозтехники; образцы пшеничного, ржаного хлеба; рисунки колосьев ржи, овса, пшеницы, кукурузы; иллюстрация «Огород»; рисунки к игре «Чем я работаю на огороде».
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Повторение выученного на прошлом уроке. Инсценировка сказки «Теремок»
— Почему в народе говорят: «Где труд — там и радость»?
2. Работа по развитию фонематического слуха
Составление звуковой схемы слова теремок.
— Что такое теремок? (Домик)
Комментарий: терем — поднятое высокое жилое здание или часть его. Отдельный терем, теремок — боярский замок, одинокий домик в виде башни.
— Из каких звуков состоит это слово?
[т'] [э] [р'] [э] [м] [о] [к]
Во время произношения учитель на доске, а дети на партах выкладывают звуковую модель слова теремок.
III. Сообщение темы и задач урока
— Сегодня на уроке мы поговорим о жизни и работе людей в селе; узнаем, что дают нам поле и огород.
IV. Мотивация учебной деятельности учащихся
— Что называют селом?
— Чем занимаются люди в селе?
— Что дают нам поле, огород?
— На все эти вопросы мы и будем искать ответы сегодня на уроке.
V. Работа по теме урока
Комментарий: село — обустроенное и заселённое крестьянами место, в котором есть церковь. Село состоит из нескольких раскинутых деревенек, приписанных к одному приходу.
— Люди, живущие в селе, хорошо знают, что на полях выращивают пшеницу, подсолнухи, сахарную свёклу, картошку. На фермах разводят и ухаживают за коровами, овцами, свиньями.
1. Беседа по картинкам. отгадывание загадок
На картинках — трактора с плугом, бороной, сеялкой; комбайн убирает пшеницу.
• Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет —
Семь плугов тащит. (Трактор)
— Посмотрите на рисунки. Что вы видите? Как называют эти машины? (Трактор, комбайн, грузовик)
• Среди моря я живу,
Я — корабль!
Я плыву!
Море жёлтое колышется,
В море жаворонок слышится. (Комбайн)
• Шумело на просторе
Золотое море.
Пароход пришёл —
Выпил море и ушёл. (Комбайн)
• Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней? (Машина-грузовик)
— Что делает трактор на первой картинке? (Пашет землю)
— Это трактор с плугом. Плугом пашут землю.
• Железный нос
В землю врос.
Роет, копает,
Зеркалом сверкает. (Плуг)
— Кто работает на тракторе? (Тракторист)
— Посмотрите на второй рисунок. Что вы видите?
— Это бороны. Они рыхлят землю.
• Зубастый крокодил
Всё поле избороздил. (Борона)
— А на этом рисунке трактор выполняет уже другую работу. Что прикреплено к трактору?(Сеялка)
• За трактором по полю ходит она,
Отборного ей насыпают зерна.
А где её след чуть заметный ложится,
Там буйно потом урожай колосится. (Сеялка)
— Что делают люди в поле? (Сеют хлеб.)
— Что же мы видим на последнем рисунке? (Комбайн. На комбайне — комбайнер. Он убирает урожай. В машине — шофёр. Он возит зерно.)
— Из чего выпекают хлеб? (Из зерна)
— Хлеб бывает разный — белый, серый, чёрный. (Демонстрация)
— А цвет его зависит от того, из какой муки его выпекают — пшеничной, ржаной или кукурузной...
Колосья в поле только кажутся одинаковыми, а на самом деле они разные. Посмотрите.
— Соотнесите рисунок с названиями растений.
• С неба
Солнце золотое
Золотые льёт лучи.
В поле дружною стеною
Золотые
Усачи. (Пшеница)
• Что две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает? (Рожь)
• В поле — метёлкой,
В мешке — золотом. (Овёс)
• У закутанных девиц
Волос ветер шевелит. (Кукуруза)
— Где можно встретить эти растения? (В поле)
• Зимой бело,
весной черно,
летом зелено,
осенью стрижено. (Поле)
• В долг зерно возьмёт —
Каравай вернёт. (Поле)
2. Итоговая беседа
— Какие машины работают в поле?
— Как называется профессия человека, который работает на комбайне? на тракторе?
— Что делает трактор в поле? (Плугом — пашет, бороной — рыхлит, сеялкой — сеет.)
— А комбайн? (Убирает хлеб с полей.)
— А шофёры нужны для работы в поле? (Да, они на машинах вывозят зерно с полей.)
3. Работа с картинкой «огород»
— Что вы видите на картинке? (Огород)
— Весной и летом трудятся люди на грядках. Добром платит огород за труд. Зреет садовая земляника. Ягоды растут на низких кустиках. Поспели морковка, репка. Скоро лопнут стручки горошка. У забора стоит жёлтая головка на крепкой ножке. Красив подсолнух! Что за плод лежит около узкой дорожки? Круглый, гладкий, на вкус сладкий. Вспомнили загадку? Сочный арбуз созреет к концу августа.
— Что ещё растет на огороде?
• Летом — в огороде,
Свежие, зелёные,
А зимою — в бочке,
Крепкие, солёные. (Огурцы)
• Снаружи красна,
Внутри бела,
На голове хохолок —
Зелёненький лесок. (Редиска)
Выходят дети в костюмах овощей и загадывают загадки.
• Над землёй трава,
Под землёй алая голова. (Свёкла)
• В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят. (Помидоры)
• За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь — очень гладкая,
На вкус — как сахар сладкая. (Морковь)
• Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,
Меня ищи. (Капуста)
• Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картошка)
• Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые, и дети? (Лук)
— Как можно назвать одним словом всех наших гостей? (Овощи)
4. Игра «Чем я работаю на огороде»
Комментарий: из всех инструментов нужно выбрать лишь те, которые пригодятся для работы на огороде.
Лейка, грабли, ножницы, отвёртка, лопата, сапка, ведро, молоток, плоскогубцы.
Учащихся можно объединить в две команды. Команда, которая быстрее и без ошибок справится с поставленной задачей, считается победившей.
VI. Итог урока
1. Игра «Что куда посадим»
Комментарий: первая команда «работает» на огороде, вторая — в поле.
В общей коробке лежат рисунки или муляжи зерновых культур и овощей. Какая команда быстро и правильно выберет необходимые рисунки (муляжи), та и победит.
2. Беседа
— Чем вы занимались на уроке?
— Какие новые слова запомнили?
— Какое задание было, на ваш взгляд, самым интересным?