Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Педагогическая психология: учебное-методическое пособие

Раздел 4

 

5 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИИ

 

5.1. Понятие важковиховуваності

 

В широком понимании трудновоспитуемость - это понятие, которое объясняет случаи трудностей, с которыми сталкивается воспитатель при организации и осуществлении воспитательного процесса. В узком смысле этот термин используется для обозначения приближенного к норме уровня отклонений в поведении ребенка (в отличие от правонарушений и патологии психической активности), который требует соответствующего внимания и специальных усилий воспитателя для преодоления его. Различают биологические нормы, которые относятся к организму человека, социальные, которые относятся к его поведению среди других людей, и психологические, связанные с его индивидуально-типологическими проявлениями как личности и субъекта собственной жизнедеятельности. Детей и подростков, имеющих отклонения от общепринятых или статистически достоверных показателей нормы, но не демонстрируют признаков психической патологии, в педагогической практике обычно классифицируют как "тяжелых".

Трудновоспитуемость обусловливают определенные психофизиологические особенности ребенка (чрезмерная раздражительность, возбудимость нервной системы или, наоборот, - высокий уровень заторможенности реакций); недостаточная возрастная развитость мотивационной, аффективной и волевой сфер воспитанника, его психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления и т.д.); социально-психологические пороки развития (снижена способность к волевой адаптации, неадекватная самооценка и уровень притязаний ребенка, неразвитость способности к эффективной коммуникации, низкая степень социализированые т.д.).

Впервые в научно-педагогический обиход понятие тяжелой в воспитательном смысле ребенка ввел в начале прошлого века

В. П. Кащенко, который считал, что в случае исключительной, дефективной ребенка (это тогдашние синонимы понятия ребенка "тяжелой") педагоги имеют дело с аномалиями, обусловленными отклонениями, вызванные неправильным образом жизни и воспитания ребенка, неблагоприятными условиями ее социального окружения на фоне первично нормальной психосоматической конституции. Неправильности в поведении, в отношениях с окружением, в восприятии социальной информации могут быть вызваны излишеством проявлений определенной особенности организма или какой-то стороной личности ребенка как ее характерологічним проявлением. Истоки важковиховуваності В. П. Кащенко видел в таких изъянах характера, которые он разделял на основном эмоциональные и преимущественно активно-волевые.

К недостаткам характера, в основном эмоциональных, он относил:

Неустойчивость, неровность и противоречивость характера.

Раздражительность, легкая и повышенная возбудимость аффекта ребенка.

Сильная острота симпатии или антипатии к людям.

Импульсивность поступков.

Гневливость.

Пугливость и болезненные страхи (фобии).

Пессимизм или чрезмерная веселость.

Равнодушие.

Неряшливость или педантизм.

Страстное чтение.

Обусловленные преимущественно активно-волевыми моментами недостатки характера как причины важковиховуваності В. П. Кащенко объединял в следующие пятнадцать позиций:

1. Чрезмерно выраженное желание движения и деятельности.

2. Интенсивная болтливость.

3. Постоянное стремление наслаждения.

4. Отсутствие определенной цели.

5. Несдержанность.

6. Невнимательность (рассеянность).

7. Бесцельная ложь.

8. Бессмысленное грабительство.

9. Пытки животных.

10. Злорадство и издевательство из окружающих людей.

11. Негативизм.

12. Деспотизм.

13. Чрезмерная небрежность.

14. Замкнутость.

15. Бродяжничество.

Современные английские психологи Дж. Хевіт и Г. Дженкинс в результате исследования "трудных" детей также предлагают различать две категории трудновоспитуемых:

• Дети с "социализированными формами" антиобщественного поведения, которые достаточно эмоционально уравновешены, благодаря

развитым механизмам психологической адаптации достаточно легко приспосабливаются к социальным нормам внутри тех антисуспільних групп друзей или родственников, к которым они принадлежат.

Дети с не соціалізованою антиобщественной агрессивным поведением, которые, как правило, находятся в плохих отношениях с другими детьми, членами своей семьи и имеют значительные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в негативизме, агрессивности, дерзости и мстительности.

Известный психолог П. Скотт, развивая взгляды своих коллег, доказал, что категория социализированных "трудных" подростков распадается еще на две группы:

Подростки, которые не усвоили никакой системы норм поведения.

Подростки, которые усвоили антиобщественных форм поведения. Он подчеркивает, что каждая из выделенных групп требует специального подхода. Для социализированных трудных подростков нужно активное педагогическое воспитание. Что касается второй группы, то она, по мнению автора, прежде всего, нуждается в сугубо психологической коррекции, после которой эффективными станут и собственно воспитательные влияния. Особенно продуктивными здесь являются специально организованные формы групповой психокоррекционной работы с такими детьми под руководством специалиста-психолога или социального педагога.