ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ
Урок № 55
Тема: Орфограма (практически). Ознакомление с орфографічним словарем. Орфографическая ошибка (практически)
Цель: дать понятие о орфограму, формировать умение определять орфограми в словах, объяснять правописание слов соответствующими орфографическими правилами, подбирать слова с определенными орфограммами; воспитывать уважение к традициям предков; развивать логическое мышление, умение выделять главное, аргументировать свое мнение, иллюстрировать ее примерами, развивать внимание, память’ять, культуру письменной речи.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник.
Ход урока
И. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.
II. Изучение нового материала.
Работа с учебником.
Проработка теоретического материала (с. 125).
Выполнение упражнения 343 (устно); выполнение упражнения 344 (письменно).
III. Выполнение упражнений на закрепление.
Работа с учебником. Выполнение упражнения 345 (устно).
Диктант по аналогии. В каждом из диктуемых слов определить орфограму, коллективно подобрать и записать слово с той же орфограмою. Обозначить орфограму.
Образец.
Вместо медь записать соль.
День, сегодня, мяч, зима, легко, не мешкай.
Переписать, вставляя пропущенные буквы. Назвать в словах орфограми.
В...сна, неприм...ренний, моло...ба, во...кий, ле...ко, посміхаєт..ся, перез..ра..т..ся.
Диктант ис комментированием. Визначиты орфограми в выделенных словах. Написание подчеркнутого слова проверить по орфографічним словарем.
Колодцу. Сколько их на бесконечной украинской земле! Хоть бы где вы побывали, вам покажут родничка, где останавливались Григорий Сковорода, Богдан Хмельницкий, Максим Кривонос, Олекса Довбуш...
С каким уважением воспето колодца в песнях, назван в пословицами’ях, возвеличено в народных легендах! С колодцами эт’связаны многочисленные легенды о спрятанных сокровищах.
По В. Скуратовским.
Работа с учебником. Выполнение упражнения 347 (письменно).
Обучающий диктант. В выделенных словах обозначить орфограми. Какая ошибка называется орфографической?
Находить, добывать и использовать воду человек научился очень давно. Крошечный родничок, чистая криничка имели для нее жизненно важное значение. Слав’яны, например, истоки рек ласково называли люльками. В Украине до сих пор источники, которые питают реки и озера, называются животоками.
К родниковой воды наши предки относились с большим уважением. Только добро, трудолюбие, честность могли вывести подземную воду на поверхность. (По В. Супруненко; 56 сл.)
V. Подведение итогов урока.
VИ. Домашнее задание.
П. 16, упражнение 348.