ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ
Урок № 54
Тема: Соотношение звуков и букв. Тематическое тестирование (Звуки речи и знаки письма)
Цель: совершенствовать навыки определять звуковое значение букв ї, є, ю, я; с’выяснить уровень усвоения знаний и сформированности умений по теме “Звуки речи и знаки письма”; развивать память’память, умение анализировать и систематизировать полученные знания, выделять главное; воспитывать любовь к родному слову.
Тип урока: комбинированный урок (закрепление знаний, умений и навыков; выяснения уровня усвоения знаний и сформированности умений).
Оборудование: учебник, раздаточный материал (карточки).
Ход урока
И. Проверка домашнего задания.
Выполнение индивидуальных заданий (двумя-тремя учениками).
Карточка 1
Записать предложения, расставляя пропущенные знаки препинания (подаем предложение без их изъятия). Выделенные слова записать фонетической транскрипцией.
Соленый ветер после ливня тряс изо всех сил синюю сливу. Упала буква “л” из сливы, и стала синяя слива седая. Я нашел в лесу гриб, а принес домой рыб... Видимо, где-то среди кустов букву “г” я потерял... (А. Кочан.)
Карточка 2
Представленные названия лекарственных растений записать по алфавиту. Прочитать напам’ять украинский алфавит. Сколько букв в украинском алфавите? Выделенные слова ввести самостоятельно составленного предложения.
Крапива, барвинок, василек, бузина, барбарис, м’мята, подорожник, молочай, калина, мелисса.
II. Сообщение цели и задач урока.
III. Воспроизведение теоретических сведений.
Беседа.
· Раздел науки о языке изучает знаки письма?
· Какие вы знаете знаки письма?
· Для чего употребляется апостроф, дефис? разделительные знаки?
· Раздел науки о языке изучает звуки речи?
· В чем заключается различие между звуком и буквой?
· Что такое алфавит?
· В чем заключается отличие в образовании гласных и согласных звуков речи?
· Сколько звуков в русском языке? Из них гласных? согласных?
· Сколько м’которых согласных в русском языке?
· Какие м’какие согласные звуки не имеют парных среди твердых, но могут пом’якшуватись перед [и]?
· На какие группы делятся согласные с участием голоса и шума?
· Привести примеры пар звонких и глухих согласных.
· Что такое фонетическая транскрипция?
V. Выполнение упражнений на закрепление.
Прочитать предложения, записанные на доске (или спроецированы на экран). Выписать слова, в которых звуков больше чем букв. Объяснить причину. Сделать звуковую запись этих слов.
Здоров’я - всему голова. Всяк правду хвалит, да не всякий ее знает. Что написано на роду - не о’едешь и на льду.
Народное творчество.
Распределительный диктант. Слова с е, ю, я записать в две колонки: в первую - слова, в которых эти буквы обозначают два звука, во вторую - один звук и м’качество предшествующего согласного.
Знания, юность, единство, синее, любовь, явор, яркий, поздравления, будущее, совместить, сюда, рассказываю, яблоко, воронье.
Прочитать звуковую запись слов. Записать слова буквами.
[йаблун'а], [йагн'а], [йун’], [йашчиек], [зйіжджати], [зйасуван’:а], [з'аблиек], [с'айати], [здоровйа], [суз'ірйа], [бурйан], [пойаснеин’:а], [прие йеднан’:а].
Фонетический диктант. Записать предложения фонетической транскрипции.
1. Есть у каждого ребенка мама единственная. (Л. Полтава.) Завидую я пчеле больше всего в мире. (П. Воронько.)
2. Рощи шумят - я слушаю. (П. Тычина.) Енот смеялся с бегемота, бегемот не знает ноты. (Есть. Гуцало.)
Самостоятельная работа. Представленные записать слова по алфавиту, обозначить в каждом место ударения. Объяснить, почему необходимо знать алфавит.
Ошибка, олень, чтение, олениха, дефис, апостроф, опоясать, который, видимо, одежа, вопрос.
V. Проведение тематического тестирования.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (образцы)
1. Фонетика изучает
а) знаки письма;
б) значимые части слова;
в) звуки речи.
Записать фонетической транскрипцией слово из трех звуков (напр.: [т'ін’], [н'іч], [с'ім]).
2. Графика изучает
а) знаки письма;
б) звуки речи;
в) стили речи.
Записать слово, в котором количество букв и звуков не совпадает (напр.: день, яр, искренне).
3. Украинский алфавит включает
а) 30 букв;
б) 32 буквы;
в) 33 буквы.
Любых п’пять слов записать в алфавитном порядке.
4. Согласные звуки делятся на звонкие и глухие
а) согласно их возможности сочетаться между собой;
б) согласно к участию голоса или голоса и шума в их образовании;
в) по активности употребления в речи.
Подобрать и записать два слова, которые начинаются на звонкий и два слова, начинающиеся на глухой согласный.
5. В слове щука
а) два гласных и два согласных звуки;
б) один громкий и три согласных;
в) два гласных и три согласных.
Подобрать и записать три слова с буквой, которая всегда обозначает два звука (напр.: еж, щека, площадь).
6. В слове колокол
а) один громкий и три согласных;
б) один громкий и четыре согласных;
в) два гласных и три согласных.
Подобрать и записать три слова, в которых двумя буквами обозначен один звук (напр.: джура, зеркало, шмель).
Ответы учителя на вопросы учеников (после того, как задание выполнено).
VИ. Подведение итогов урока.
Дополнительные упражнения.
Диктант с комментированием. Сделать звуковую запись выделенных слов.
Как много хочется мне сказать о любви до реки моей родной, ясной... Люблю я воду твою ласковую, животворящую. И берега твои чистые, и всех простых людей, что живут и трудятся на твоих берегах. У тебя я делаюсь добрым, человечным и счастливым. Могу любить тебя всю жизнь, річко моя, душе моего народа.
По А. Довженко.
Работа с учебником. Выполнение упражнения 334 (устно).
VИИ. Домашнее задание.
П 15, упражнение 333.