II СЕМЕСТР
УРОК 53
Тема. Птицы — наши друзья. Произношение по правилам слов с безударными гласными: птенец [пт’ин’эц], гнездо [гн’издо]. Слушание рассказа о птицах. Составление вопросов и ответов на них по прослушанному тексту
Цель: учить учащихся правильно произносить слова с безударными гласными — птенец и гнездо; следить за интонацией, громкостью, темпом голоса читающего; развивать фонематический слух, умение логически мыслить, правильно составлять вопросы и отвечать на них; воспитывать чувство уважения ко всему живому на земле, желание помогать птицам: строить кормушки, скворечники, подкармливать птиц.
Оборудование: рисунок или макет гнезда и птенца; картинки с изображением птиц, упомянутых в рассказе Н. Тихонова «Маленькие друзья»; картинки к игре «Накорми птичку»; рисунки самолетов разных марок; аудиозапись голосов птиц (или видео).
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Игра «послушай — угадай»
Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идёт на поля, на реку,
И по снежку, и по цветку.
— Как вы думаете, кто это? (Весна)
— А какие месяцы весны вы знаете? (Март, апрель, май)
— Я буду загадывать вам загадки, а вы должны угадать, о каком месяце весны идёт речь.
• Дует теплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
• Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (Апрель)
• Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май)
2. Повторение и рассказывание веснянок, выученных на предыдущем уроке или дома
• Столько тёплых нам деньков —
Сколько во лесу пеньков.
Столько ясных ночек —
Сколько в поле кочек.
• Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем:
Март, март —
Солнцу рад;
Апрель, апрель —
Откроет дверь;
Май, май —
Сколько хошь гуляй!
Ау, ау, аукаем.
• Кулик-самород
Идёт в огород,
Поёт, поёт,
Весну несёт.
III. Сообщение темы и задач урока
— Сегодня на уроке мы поговорим о первых вестниках весны — птицах. Научимся правильно произносить слова. Послушаем рассказ Николая Тихонова «Маленькие друзья».
IV. Мотивация учебной деятельности учащихся
— С нетерпением ждут люди прихода весны. С давних времён считалось, что птицы приносят её на своих крыльях. А как люди закликают весну и почему птиц мы называем нашими помощниками, нам и предстоит сегодня выяснить. Ведь без нашей помощи очень трудно пришлось бы птицам.
Физкультминутка
V. Работа по теме урока
1. Сообщение учителя
— Для того чтобы птицы скорее из тёплых краёв вернулись на Родину, люди выпекали из теста маленьких птичек и раздавали их детям. А те бегали по улицам, весело прыгали, подбрасывали птичек как можно выше и приговаривали:
Птиц вызываю из тёплого края:
Летите, соловейки, на нашу земельку.
Спешите, ласточки, выпасать коровушек.
Этих птичек из теста называли «жаворонками». Старики рассказывали, что эта птичка появляется из солнечного тепла. Она просыпается вместе с солнцем и своим серебряным голоском оповещает, что весна пришла, в поля пора выходить. Пора сеять, пахать, чтобы осенью был хороший урожай.
2. Беседа по сообщению учителя
— Что делали люди, чтобы птицы скорее из тёплых краёв возвращались?
— Что они приговаривали? (Заучивание зазывалочки.)
— Как назывались выпеченные птички? (Жаворонки)
— Откуда появился жаворонок? (Из солнечного тепла)
— О чём оповещает жаворонок, когда поёт своим серебряным голосом? (О том, что пришла весна.)
— Что люди начинают делать с приходом весны? (Сеять, пахать)
— Для чего они начинают работу в поле? (Чтобы осенью собрать хороший урожай.)
3. Фонетическая работа
На доске — рисунок гнезда.
— Что вы видите на рисунке? (Гнездо)
— Повторите за мной: [гн'издо].
— А теперь — по звукам: [г], [н'], [и], [з], [д], [о].
Составление звуковой модели слова.
— Сколько слогов в слове гнездо?
— На какой звук падает ударение?
— А кто сидит в гнезде? (Маленькая птичка — детёныш — птенец)
В гнездо, нарисованное на доске, посадить птенчика.
— Повторите за мной: [пт'ин'эц].
— А теперь — по звукам: [п], [т'], [и], [н'], [э], [ц].
— Давайте вместе посчитаем, сколько звуков в этом слове.
Учитель вместе с детьми проговаривает слово по звукам и определяет количество звуков, выстраивая на доске звуковую модель:
— Так сколько звуков в слове птенец? (6 звуков)
— Кто может составить предложение с этим словом?
По схеме: (Птенец сидит в гнезде.)
— Сколько слов в этом предложении?
— С какой буквы пишется первое слово в предложении?
— Что ставится в конце предложения?
4. Слушание рассказа Н. Тихонова «маленькие друзья»
МАЛЕНЬКИЕ ДРУЗЬЯ
Ранним утром на даче в любое время года я слышу стук в окно. Это дают знать о себе мои маленькие друзья птицы. Их много. Они разные. Есть аккуратные, чистенькие синицы с белыми щёчками, есть синеватые поползни, чернокрылые скворцы, дятлы с красными шапочками и чёрными разводами, сороки с роскошными белыми боками, сойки с большими голубыми пятнами и серые воробьи. Иногда в это шумное общество с громким карканьем влетают вороны. Внезапно появляются красногрудые снегири. Я кормлю их пшеном, хлебными корочками, кусочками сала, мяса. Они привыкли ко мне.
По Н. Тихонову
5. Беседа по содержанию рассказа (по рисункам с изображением птиц)
— Кого автор называет маленькими друзьями? (Птиц)
— О какой птичке он говорит, что она аккуратная, чистенькая, с белыми щёчками? (О синице)
— А какого цвета поползни? (Светло-синие)
— Какие крылья у скворцов? (Чёрные)
— Какая птичка носит красную шапочку? (Дятел)
— Про кого говорят, что эта птичка-белобока? (Сорока)
— У какой птички большие голубые пятна на спинке? (У сойки)
— А какого цвета воробьи? (Серо-коричневые)
6. Игра «найди птичку»
— Найдите среди птиц ворону.
— Как кричит ворона? (Кар-кар)
— Найдите снегиря.
— По какой особой примете мы узнаём снегирей из всего птичьего царства? (У них красные грудки.)
7. Игра «накорми птичек»
На раздаточной карточке нарисованы продукты, которыми можно кормить птиц, и которые птицы не едят. Нужно соединить стрелочками продукты, которыми питается птичка. (См. приложение к уроку.)
8. Беседа «почему птицы — наши друзья?»
— Птицы — удивительные создания природы. Разве мы можем представить себе жизнь лесов, полей, лугов без птиц?!
Вот, например, семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков или улиток.
А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений.
Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
А сколько пользы приносят птицы человеку!
Люди издавна наблюдали за полётом птиц и мечтали подняться в воздух. Теперь эта мечта осуществилась. (Демонстрация изображений разных моделей самолётов.)
— Сильных и смелых людей принято называть соколами и орлами, любимых зовут «журавушка», «лебедушка», детей нежно называют чижиками, воробушками, а задиристых и драчливых — петухами.
— Кого из вас мама называла чижиком или воробушком?
— А как вы думаете, почему некоторых людей называют соловьями? (Потому что они хорошо поют.)
9. Слушание записи голосов птиц в лесу
— Представьте себе, что мы оправились в лес. Закройте глаза и послушайте хор лесных жителей.
VI. Итог урока
Беседа
— О ком мы говорили на уроке? (О птицах)
— Почему мы говорим, что птицы — наши друзья?
Приложение