Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 51

Тема. Глаголы настоящего времени во 2-ом лице единственного числа

 

Цель: научить школьников правильно писать глаголы 2-го лица единственного числа; сопоставлять написание глаголов 2-го лица в русском и украинском языках; углубить знания о синонимах; воспитывать интерес к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся знают об особенностях форм глаголов 2-го лица единственного числа; правильно пишут глаголы 2-го лица; сопоставляют глаголы 2-го лица в русском и украинском языках; подбирают синонимы.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Задание учащимся.

Спишите пословицы, вставляя глаголы. Объясните их правописание.

Шила в мешке не ... . Что написано пером, того не ... топором. Слово не воробей, вылетит — не ... .

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Словарный диктант.

Просыпаться утром, искать книжку, бежать по дорожке, беречь лес, кататься на велосипеде, помочь бабушке, рассказать сказку, подниматься по лестнице.

Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА № 1

Подберите синонимы к глаголам. Подчеркните орфограмму.

Образец: заглядеться — засмотреться.

Загореться, упражняться, бороться, волноваться, думать, страдать, вернуть.

 

КАРТОЧКА № 2

Сочетания слов замените глаголами-синонимами. Подчеркните орфограмму.

Образец: участвовать в соревновании — соревноваться.

Проводить тренировки, испытывать волнение, допускать ошибки, принять решение, проявлять стремление, чувствовать радость.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Слово учителя.

В русском языке, как и в украинском, глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам, то есть спрягаются.

Работа с учебником.

Рассмотрите таблицы: [1] с. 228; [2] с. 141.

Тренировочное упражнение.

Из текста выпишите глаголы, определите время, лицо, число, выделите окончания. К одному глаголу настоящего времени и к одному — будущего времени подберите недостающие формы, выделите окончания.

Образец: бегут — наст. вр., 3 л., мн. ч. Бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите.

Облака бегут над морем,

Крепнет ветер, зыбь черней,

будет буря: мы поспорим

И помужествуем с ней!

(Н. Языков)

Объяснение учителя.

Глаголы 2-го лица единственного числа имеют окончания -ешь (-ёшь), -ишь. В отличие от украинского, в русском языке на конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется ь. Он сохраняется и перед суффиксом -ся.

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

 

В русском языке

В украинском языке ;

ведёшь

молчишь

задумаешься

ведеш

мовчиш

замислишся

 

Тренировочные упражнения.

1. От глаголов неопределённой формы образуйте глаголы 2-го лица единственного числа. Выделите окончания.

Образец: читать — читаешь.

Нести, идти, выносить, ходить, говорить, шептать, улыбаться, смеяться, гореть.

2. Дополните пословицы и поговорки. Выделите окончания глаголов.

Тише едеш.. — (дальше будешь). Что посееш.., (то и пожнёшь). Шила в мешке (не утаишь). Поспешиш.. — (людей насмешишь).

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Тренировочные упражнения.

1. Переведите на русский язык словосочетания. Выделите окончания в глаголах.

Смієшся від душі, бачиш друга, пливеш на човні, дивишся виставу, їдеш в автобусі, швидко одягаєшся.

2. Подберите синонимы к глаголам.

Образец: хочешь — желаешь.

Рассказываешь, заставляешь, дотрагиваешься, возражаешь, сторожишь, одобряешь, увеличиваешь.

Творческая работа.

Замените глаголы 1-го лица глаголами 2-го лица. Выделите окончания.

Встаю рано утром. Беру мохнатое полотенце и бегу к реке. На ходу быстро раздеваюсь и бросаюсь в воду. Выкупаюсь и чувствую себя здоровым, бодрым и свежим. Спешу к завтраку. Ем всё с большим аппетитом.

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 46; [2] § 63.

2. Выполнить упражнение: [1] 509; [2] 421 (выписать глаголы, подобрать к ним однокоренные в форме 2-го лица единственного числа).

 

VI. ИТОГ УРОКА

Вопросы учащимся.

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Какое задание вызвало затруднение? Почему?