Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 50

Тема. Форма прошедшего времени. Ударение некоторых глаголов в прошедшем времени

 

Цель: обучить учащихся распознавать глаголы прошедшего времени; правильно ставить ударение в некоторых глаголах прошедшего времени; углубить знания о синонимических рядах; воспитывать познавательный интерес.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают глаголы прошедшего времени; знают об особенностях отдельных форм глаголов прошедшего времени в сопоставлении с украинским языком и используют их в речи; правильно ставят ударение в некоторых глаголах прошедшего времени.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I.  МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Задание учащимся.

Прочитайте текст. Выпишите глаголы. Укажите, в каком времени они употреблены. Определите род и число глаголов.

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

 

Поиграл немного

Ветками черёмух,

Пожурил за что-то

Воробьёв знакомых.

(М. Исаковский)

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА 1

От существительных образуйте при помощи префиксов глаголы в неопределённой форме. Выделите префиксы и суффиксы неопределённой формы глагола.

Образец: завтрак — позавтракать.

Смех, работа, сад, любовь, шум, цветы, клей.

 

КАРТОЧКА № 2                                             

Переведите с украинского языка на русский. Выделите префиксы и суффиксы неопределённой формы глагола.       

Образец: підбігти — подбежать.                    

Підстрибнути, підслухати, подумати, обскакати, об’їхати, навести, закликати.                                                       

Творческий диктант.

Данные глаголы замените глаголами, отвечающими на вопрос что сделать?. Подчеркните орфограммы.

Помогать (помочь), ложиться (лечь), подстерегать (подстеречь), выпекать (выпечь), достигать (достичь), зажигать (зажечь), развлекать (развлечь).

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником.

1. Прочитайте теоретический материал: [1] с. 221-223.

2. Рассмотрите таблицы: [2] с. 135, 137.

Беседа с учащимися.

— Какие времена глаголов вы знаете?

— На какие вопросы они отвечают? Приведите примеры глаголов настоящего, прошедшего, будущего времён.

— Как изменяются глаголы прошедшего времени?

— При помощи какого суффикса чаще всего образуются глаголы прошедшего времени?

— Назовите формы глаголов, которые различаются по произношению и написанию в русском и украинском языках. (Мужской род: спал — спав, ходил — ходив.)

Тренировочные упражнения.

1. Сгруппируйте глаголы по временам.

Тяну, печёшь, принесёт, берегу, сказала, радуюсь, идём, смотрел, прикручу, горели, построю, кричали, прилепил, любили, прилетят, бегали, погаснет.

2. Поставьте глаголы в прошедшем времени. Составьте словосочетания.

Образец: облегчить (что?) — облегчил труд.

Заметить (что?), залаять (на кого?), увидеть (кого?), посеять (что?), построить (что?), обрадоваться (кому?).

Слово учителя.

Глаголы женского рода прошедшего времени часто отличаются от других родовых форм местом ударения: на5чал, на5чали, начала5; дал, да5ли, дала5. В украинском языке ударение не перемещается: спала5 (рус.) и спа5ла (укр.), брала5 (рус.) и бра5ла (укр.).

Тренировочное упражнение.

Образуйте формы глаголов по образцу. Определите число и род глаголов. Выделите окончания и суффиксы прошедшего времени. Поставьте ударения.

Образец: гнать — гнал (м. р., ед. ч.), гнала5 (ж. р., ед. ч.), гна5ли (мн. ч.).

Ждать, принять, рвать, понять, звать, занять.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Тренировочные упражнения.

1. Переведите с украинского языка на русский. Сравните формы глаголов в обоих языках.

Ночували, ходив, приготували, розбудив, сховався, придивився, напекла, пускали, почепив, приніс, віднесла.

2. Составьте предложения с данными словами, подобрав глаголы в прошедшем времени.

Образец: рояль — Новенький рояль (м. р.) стоял (м. р.) посреди зала.

Мышь. Пальто. Картофель. Шампунь.

3. Расположите глаголы по возрастающей силе действия. Полученные синонимичные ряды запишите.

Дождь моросил, лил, накрапывал, шёл. Мальчик шагал, шёл, мчался, бежал, летел. Малыш шалил, озорничал, баловался, дурачился. Экскурсовод удивил, ошеломил, поразил.

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 44; [2] § 60, 61.

2. Выполнить упражнения: [1] 490, 491; [2] 410, 414.

 

VI. ИТОГ УРОКА

Игра «Найди ошибку».

В каждом из данных рядов глаголов найдите глагол другого времени.

Написал, прочитал, увижу, ходила.

Смотрю, чистим, думал, смеёмся.

Поменяю, съем, расскажу, пишу.