Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 52

Тема. Глаголы настоящего и будущего времени в 3-м лице. Произношение глаголов 3-го лица множественного числа. Произношение -ться, -тся в глаголах

 

Цель: научить школьников правильно произносить глаголы 3-го лица множественного числа; произносить и писать -ться и -тся в глаголах; развивать орфоэпические навыки; воспитывать интерес к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся знают об особенностях отдельных форм глаголов настоящего и будущего времени в сопоставлении с украинским языком; правильно произносят глаголы 3-го лица множественного числа; пишут и произносят -ться и -тся в глаголах.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Задание учащимся.

Спишите загадку, отгадайте. Объясните написание глаголов.

В водостоках запоёт,

в окна постучит(?)ся,

пыль апрельскую приб..ёт

и в луга умчит(?)ся.

Ответ: дождь.

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Творческая работа.

От данных глаголов образуйте глаголы 2-го лица единственного числа будущего времени. Выделите в них окончания. Составьте словосочетания с образованными глаголами.

Образец: поставить (что?) — поставишь чайник.

Познакомить (кого?), поздравить (кого?), погладить (что?), передвинуть (что?), перетащить (что?), подарить (кому?), закрыть (что?).

Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА № 1

От данных глаголов образуйте формы глаголов прошедшего времени. Поставьте ударения, выделите суффиксы и окончания.

Образец: Спать — спал, спала5, спа5ли.           

Звать, нанять, понять, отнять, брать, снять.       

 

КАРТОЧКА № 2

От данных глаголов образуйте формы глаголов прошедшего и будущего времени 1-го лица. Выделите окончания.

Образец: посадить — посадил, посажу.

Вырастить, положить, вылечить, зажечь, вышить, заплатить.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Слово учителя.

В окончаниях глаголов 3-го лица единственного и множественного числа ь после т не пишется и звук произносится твёрдо [т], в отличие от украинского языка.

 

СРВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

 

В русском языке

 

В украинском языке

видит[т], видят[т]

 

бачить[т'], бачать[т']

смотрит[т], смотрят[т]

 

    дивить[т']ся, дивлять[т']ся

стоит[т], стоят[т]

 

стоїть[т'], стоять[т']

 

Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] таблица на с. 230, вывод на с. 231; [2] с. 132.

Тренировочное упражнение.

Найдите в тексте и выпишите глаголы 3-го лица. Чётко произнесите твёрдый согласный [т] в окончании глаголов.

Вот едет могучий Олег со двора,

С ним Игорь и старые гости,

И видят — на холме у брега Днепра,

Лежат благородные кости;

Их моют дожди, засыпает их пыль,

И ветер волнует над ними ковыль.

(А. Пушкин)

Объяснительный диктант.

Запишите предложения. Правильно произнесите -ться и -тся в глаголах. Объясните написание -ться и -тся.

Грамоте учиться — всегда пригодится. Не плюй в колодец — пригодится воды напиться. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Нечем хвалиться, когда из рук всё валится.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Тренировочные упражнения.

1. Поставьте глаголы во 2-м и 3-м лице единственного и множественного числа. Выделите окончания.

Образец: знать — знаешь, знает, знаете, знают.

Учиться, греть, любить, идти, лететь, купаться.

2. Переведите с украинского языка на русский. Сравните написание глаголов в обоих языках.

Лелека на щастя гніздиться. Хто з правдою рідниться, той і грому не боїться. Чоловік розуму вчиться цілий вік. Усе підводиться, росте і сміється.

3. Составить предложения с парами глаголов.

Искрится — искриться. Учится — учиться. Трудится — трудиться.

Творческая работа.

Опишите свою комнату, используя глаголы 3-го лица на -тся (находится, располагается, размещается и т. д.).

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 47, 48; [2] § 63.

2. Выполнить упражнения: [1] 511, 514; [2] 426, 429.

 

VI. ИТОГ УРОКА

Вопрос учащимся.

Когда пишется -тся и -ться в глаголах?