Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 9 НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ И КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

 

Кінесика

 

Самым выразительным и самым употребляемым средством невербалике является жест. Именно классификации и характеристике жестов посвящено едва ли не больше трудов по проблеме этого вида коммуникации [3, с. 138-147].

Установлено, что жестикуляция увеличивается при эмоциональном подъеме. Она усиливается тогда, когда субъекты имеют плохую обратную связь и определенные трудности при передаче информации друг другу.

Выделяются жесты, которыми пользуются вместе с языком, и такие, что называются самостимулюючими. их чередование делает общение интереснее и эмоциональнее.

Чтобы определить, откровенный и честный в разговоре собеседник, стоит посмотреть на его ладони. Когда человеку нечего скрывать, ладони чаще всего открыты (полностью или частично). Для достижения успеха при общении важно, чтобы ладони были открытыми. Это будет стимулировать других доверять вам и быть искренним.

Надо обращать внимание, в частности мужчинам, на положение ладони во время приветствия. Если тот, кто протягивает руку, держит ее открытой вверх, он демонстрирует свою доброжелательность и доверие. Если ладонь повернута вниз, у человека, которому ее простягнуто, возникает чувство зависимости, возможно, даже и враждебного отношения. Через невербальные средства она получила сообщение, что ею хотят управлять, хотят, чтобы она подчинилась. Такое расшифровка сигналов в основном соответствует действительности. Однако есть исключения: болезнь, социокультурные и индивидуальные различия. Поэтому всегда с помощью каких-либо других средств нужно проверять, адекватным является расшифровка полученных сигналов.

Известно также, что не только ладони, но и вообще руки в определенном положении подтверждают наше отношение к собеседника. Так, если руки схрещено на груди - это знак защиты, барьера, попытка спрятаться от других, отгородиться от них. Исследования показали, что тот, кто слушает лекцию или речь со скрещенными на груди и крепко сжатыми руками, усваивает на 35% меньше информации, чем тот, кто сидит расслабленно, свободно, сложа руки, не забросив ногу за ногу. Если мы хотим положительно повлиять на собеседника, надо подавать такие сигналы, которые свидетельствовали бы о нашу открытость. Для примера рассмотрим жесты, свидетельствующие об честность, открытость, доброжелательность. Они позволяют зафиксировать гуманистическую коммуникативную установку субъекта, который общается [8].

Доверчивому, емпатійному співпереживаючому общению, конечно, способствуют экспрессия человеческого лица, мимика и пантомимика. Под последней понимают выразительные движения всего тела. Вне человека является сигналом уверенности или неуверенности в себе, свидетельством настороженности или покоя. Если человек всем телом повернут к другим, наклонена к собеседнику, голову держит прямо, взгляд открытый, посадка активная (не на краешке стула), то она внимательно, заинтересованно воспринимает того, с кем общается.

Экспрессивно-мимические средства общение также несут много информации. Прежде всего они свидетельствуют о эмоциональное состояние человека и дают возможность совместить передачу индивидуального переживания с принятой в данном обществе системой эталонов. Поэтому такие сигналы понятные для большинства людей. И, наконец, экспрессивно-мимические средства есть определенным индикатором отношения одного человека к другому.

Большое внимание среди всех экспрессивных средств уделяют улыбке. Улыбки бывают живые и вялые, робкие и игривые, хитрые и доброжелательные. Однако улыбка не всегда сигнализирует о доброжелательное отношение человека. Спектр улыбок, например, у конкретного ребенка зависит от ее окружение. Положительные экспрессии детей, которые выросли в дружных, полных семьях, за интенсивностью и богатством оттенков значительно превышают соответствующие характеристики у тех детей, которые воспитывались без родителей, в приютах и детских домах.