II СЕМЕСТР
УРОК 52
Тема. Весна. Игры и забавы. Русская народная забава «Во поле берёза стояла». Разучивание веснянок
Цель: развивать познавательный интерес учащихся; познакомить их с весенними играми и забавами, обрядовыми песнями; воспитывать любовь к народным традициям и обычаям, историческому прошлому родной страны.
Оборудование: аудиозаписи народной забавы «Во поле берёза стояла», песни «А уж нынче солнышко.»; иллюстрации к сказкам «Двенадцать месяцев», «Снегурочка», «Заюшкина избушка»; рисунок с изображением «Девушки-весны».
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Чтение стихотворения о маме учителем
Кто любимей всех на свете?
Это сразу скажут дети!
Обойди весь белый свет,—
Лучше мамы в мире нет!
2. Беседа
— Мама. Нет на свете слова более прекрасного и нежного. У мамы добрые и ласковые руки, самое верное и самое чуткое сердце — в нём никогда не угасает любовь, оно никогда не остаётся равнодушным.
— Почему слово «мама» — прекрасное и нежное?
— Почему у мамы добрые и ласковые руки?
— Как понять слова «самое чуткое и самое верное сердце»?
3. Загадки о маме
— Какой ручеек всё время поёт нежно возле нас? (Мамин голос)
— Какие две звёздочки сияют нам в жизни? (Мамины глаза)
III. Сообщение темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим беседу о весне, познакомимся с обрядовыми песнями, песнями-веснянками, разучим некоторые из них, будем разгадывать загадки, водить хороводы, прослушаем песню-забаву «Во поле берёза стояла.»
IV. Работа по теме урока
1. Сообщение учителя
— Каждое время года очаровывает нас по-своему, привлекая своей неповторимой красотой. Но весна, наверное,— самое прекрасное время года. Этот праздник возрождения природы проживают по-своему взрослые и дети, животные и растения — всё живое на земле.
2. Слушание песни «а уж нынче солнышко» (муз. Ф. Козицкого, сл. А. Олеся)
— О чём эта песня? Какая она по настроению?
3. Беседа
— Ещё в глубокой древности были созданы народные обряды и обычаи, которые разыгрывались в честь «Весны-красны». По народным поверьям, в это время надо было помочь приходу весны. Весенних птиц — жаворонков — принято было встречать с фигурками птиц, испечёнными из теста. С такими «жаворонками» в руках дети выходили на улицу, привязывали их к веткам, качали, подбрасывали вверх, шли в деревню, где пели песни-веснянки, зазывали ими и птиц, и саму весну.
4. Обряд закликания весны
1) Жаворонок, жаворонок,
Улети-ка далеко,
Принеси нам тепло!
Садись на дугу,
Воспевай на лугу!
2) Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну красну,
Красну солнышку,
Теплу гнёздышку!
Дети водят хоровод. Выходит Весна.
Дети
Весна-весняночка,
Где ты зимовала?
Весна
Зимовала я в лесочке.
Под ракитовым кусточком
Солнышко встречала,
Лето дожидала!
Дети
Весна-красна!
На чём пришла?
Весна
На жердочке,
На бороздочке,
На овсяном колосочке,
На пшеничном пирожочке.
Дети
Весна-красна,
Что ты нам принесла?
Весна
Косу да серпок,
Золотой снопок,
Солнца клочок
И соломы пучок,
Хлеба краюшечку
И водицы кружечку.
— Спасибо тебе, Весна, за твои подарки.
Учитель. А вы, ребята, знаете какие-нибудь песни о весне?
5. Работа со сценкой «Как Зима с Весной встречались»
— Какие вы знаете сказки, в которых зима встречается с весной? («Снегурочка», «Заюшкина избушка», «Двенадцать месяцев» (иллюстрации))
— Давайте послушаем, о чём Зима с Весной разговаривают.
Весна. Здравствуй, Зимушка-зима. Рада встретиться с тобой!
Зима. Здравствуй, Весна. Что-то рано ты пришла.
Весна. Люди ждут меня. В гости зовут. Хочется им тепло подарить.
Зима. Не хочу я уходить. Месяц февраль — зимний.
Весна. Я тебя не прогоняю. Только в гости пришла на тебя посмотреть.
Зима. Тогда погоди немного. А в марте твоя очередь придёт.
6. Заучивание веснянок
ЛАСТОЧКА
— Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
— За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу весну-красну.
ИДЁТ МАТУШКА-ВЕСНА
Идёт матушка весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришёл,
Белый снег сошёл.
А за ним и апрель
Отвори окно и дверь.
А уж как пришёл май,
Солнце в терем приглашай!
— Кого люди зазывали такими песнями? (Весну, птиц)
7. Хоровод «Во поле берёза стояла»
— С приходом весны начинались весенние действия — хороводы и игры. Давайте представим себе, как это было в те давние времена.
Дети водят хоровод-песню «Во поле берёза стояла».
V. Итог урока
— Что нового узнали на уроке?
— Какие выучили веснянки?