II СЕМЕСТР
УРОК 50
Тема. Значение слова. Нахождение слова с указанным значением среди данных слов. Употребление слова в нужной грамматической форме (практически)
Цель: продолжить формирование у учащихся понятия «слово»; учить употреблять метко и точно слова в речи; обогащать словарный запас учащихся; развивать связную речь; воспитывать внимательность.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация опорных знаний учащихся
— Из чего состоит наша речь? (Из слов)
— Из чего складываются слова? (Из звуков)
— Чем обозначаются звуки на письме? (Буквами)
IV. Работа по теме урока
1. Конечно, не каждый комплекс звуков воспринимается нами как слово.
Слово только тогда бывает словом, если оно что-то обозначает
Запишите в тетрадях слова: парта, карандаш, машинист, малина, берёза и скажите, что они означают.
— А теперь послушайте стихотворение.
Ложка — это ложка.
Ложкой суп едят.
Кошка — это кошка.
У кошки семь котят.
Тряпка — это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка — это шапка,
Оделся и пошёл.
А я придумал слово
Смешное слово — плим.
А повторяю снова —
Плим, плим, плим.
Вот прыгает и скачет —
Плим, плим, плим,
И ничего не значит
Плим, плим, плим.
И. Толмакова
— Что такое ложка, кошка, тряпка, шапка? Что означает плим?
— Повторите две последние строки из стихотворения.
2. Игра «Добавь букву — получи слово»
На доске записываются конец и начало некоторых слов. Вместо пропусков нужно вставить букву. Учитель называет некоторые буквы (примеры даны в скобках) и просит учащихся поднимать руку в том случае, если получилось слово. В противном случае руки поднимать не надо.
_от (к, ж, р, п, ф)
_ара (г, ж, ф, н, р)
_арта (в, д, к, с, п)
со_ (б, к, м, щ, р)
сто_ (л, г, ж, н, т)
поро_ (г, х, с, б, ф)
3. Игра «пятый лишний»
На доске записано:
ком, кам, коф, кот, кок;
бок, бощ, боб, бор, бот;
рой, рог, ров, рот, рор.
— Можем ли мы всё записанное назвать словами? Найдите «пятого лишнего» в каждой строке.
— Как вы думаете, имеют ли значения слоги? (Учитель обращает внимание учащихся на слоги, состоящие из нескольких звуков.)
ЛИ-МОН
Что за ли?
Что за мон?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут:
— Лимон...
Сразу станет кисло.
Г. Сапгир
— Из каких слогов состоит слово ли-мон? Что означает слог ли-? А слог -мон? Какие плоды мы называем лимон?
4. Игра-соревнование «Составь слово»
На доске записаны части слов: бере-, оси-, огу-, поми-, ка-, ма-,ряби-, карто-; -рец, -пуста, -за, -лина, -дор, -фель, -на.
Учащиеся устанавливают, что каждая часть слова, взятая отдельно, ничего не означает. Необходимо найти другую, нужную часть, и составить слово. Все слова записываются детьми в тетрадях.
5. Игра «Найди слово»
Учитель. В таблице записано восемь слов. Четыре из них начинаются буквосочетанием ст, и четыре оканчиваются этим буквосочетанием. Вам будут прочитаны значения этих слов, и кто первым найдёт нужное слово, тот впишет недостающие буквы в пустые клетки.
Левая таблица. 1) Группа птиц; 2) большая высокая копна сена; 3) предмет для сидения; 4) команда «остановись».
Правая таблица. 1) средство переправы через реку; 2) твёрдая корка на снегу; 3) пункт, который охраняет часовой; 4) длинная палка.
После выполнения задания учитель обращает внимание учащихся на то, что в левый столбик подошли бы слова стон, стук, стол, в правый — лист, куст, рост и др., но эти слова брать было нельзя, так как не назывались их значения.
6. Послушайте стихотворение
Говорят, что по утрам
В нашем доме — тарарам.
Отодвинули мы стулья,
Заглянули под буфет,
Всё вверх дном перевернули —
Тарарама в доме нет!
Мы искали до упаду,
Но опять сказали нам:
— Эй, друзья, прибрать бы надо,
В вашем доме — тарарам.
Л. Кондрашенко
— Что означает слово тарарам? Какими словами можно заменить слова устроить тарарам? (Устроить беспорядок, перевернуть вверх дном) Какими словами можно закончить предложение: Без мамы мы навели...? Запишите это предложение.
V. Итог урока
— Что учились делать на уроке?
Запомните!
1. Каждая буква в слове должна стоять на своём месте.
2. Если буква пропущена или заменена другой, слово потеряет своё значение и перестанет быть словом.
3. Очень важно знать точное значение слова, чтобы не допускать ошибок в речи.
VI. Домашнее задание