Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

II СЕМЕСТР

 

УРОК 49

Тема. Аудирование. Слушание стихотворений. Определение общего тона прослушанного текста, темпа, громкости, речи, связь этих особенностей речи с её содержанием, условиями общения

 

Цель: учить учащихся слушать стихотворения, определять общий тон прослушанного текста, громкости речи, связывать эти особенности речи с её содержанием; развивать наблюдательность, связную речь; воспитывать интерес к чтению.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

 

III. Работа по теме урока

1. Разгадайте ребус

— В этом ребусе зашифрована скороговорка. Разгадайте её.

image12

Во дворе трава, на траве дрова.

Повторите скороговорку.

2. Загадки

• Не жужжу, когда сижу.

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

B. Фетисов

— О ком же эта загадка? Что вам помогло сразу разгадать её?

— Во многих словах загадки повторяется звук [ж], он помог нам назвать того, о ком эта загадка. Это жук. Ведь когда жук летит, нам кажется, что он непрерывно издает звук ж-ж-ж...

В следующей загадке говорится о предмете, который помогает нам по утрам вовремя проснуться, не опоздать в школу, на работу.

• Ежедневно

В шесть утра,

Я трещу:

— Вставать порррррра!!!

C. Погореловский

— Эта загадка о будильнике. Какое слово в загадке передаёт звонок будильника? Как меняется громкость речи при чтении загадки? Почему?

— Что мы услышим, если скажем: «Кукушка кукует на суку»?

3. Внимательно послушайте стихотворение. Следите за темпом, громкостью речи

ПРИСЛУШАЙСЯ К СЛОВУ

Была

Тишина,

Тишина,

Тишина...

Вдруг

Грохотом

Грома

Сменилась

Она!

И вот уже дождик

Тихонько —

Ты слышишь? —

Закрапал,

Закрапал,

Закрапал

По крыше...

Наверно,

Сейчас

Барабанить

Он станет...

Уже

Барабанит!

Уже

Барабанит!

А. Шибаев

Учитель читает стихотворение вместе с учащимися, выделяя различные части по темпу, тону, громкости речи, находя ключевые слова для передачи различных картин: предгрозовой тишины, первых раскатов грома, лёгкого шелеста первых капель и, наконец, барабанной дроби крупных дождевых капель.

4. Послушайте ещё одно стихотворение: «Слушал Шорох тишину»

— Можно ли, судя по заглавию, предугадать, в каком темпе, с какой громкостью будет читаться это стихотворение?

В тишине лесной глуши

Шёпот к Шороху спешит.

Шёпот к Шороху спешит,

Шёпот по лесу шуршит.

— Ты куда?

— К тебе лечу.

Дай на ушко пошепчу:

— Шу-шу-шу да ши-ши-ши.

— Тише, Шорох, не шурши,

Навостри-ка уши —

Тишину послушай!

— Слышишь?

— Слышу.

— Что ты слышишь?

— Шебуршатся где-то мыши,

Под кореньями шуршат —

Дружно шишку шелушат.

— Тише, Шорох, не дыши!..

Слышишь, стихли камыши?

Слышишь?

— Слышу...

По болоту

Вышли цапли на охоту.

Цапли ужинать спешат

Рыщут-ищут лягушат.

— Слышишь?

— Слышу...

Две букашки

Спать устроились в ромашке

Под простынки влезть хотят,

Лепестками шелестят.

«Звинь-звинь-звинь!» —

А это Шмель

Прошмыгнул и сел на ель.

У Пчелы-портнихи Шмель

Шьёт хорошую шинель.

Он вернётся с этой ели

В новой шёлковой шинели,

С медной шашкой,

В звонких шпорах —

И умчится в вышину...

— Что ты слышишь,

Шорох?

— Тише!

Слышу

Тишину...

В. Суслов

— Смогли ли вы, судя по названию, предугадать темп, громкость речи?

— Почему?

Чтение стихотворения «эхом» за учителем.

5. Аудирование

ЧУЖАЯ КАЛИТКА

Алёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. Его очень любили в семье, но больше всех Алёшу любил дедушка, любил, и как мог, помогал ему расти хорошим человеком. Не баловал дед внука, но и не отказывал в том, в чём можно не отказать.

Дрова вздумает пилить Алёша — милости просим! Дед за одну ручку пилы держится, внук — за другую. Помучится парень, да научится.

Так и во всём. Красить ли крылечко задумает малец, огурцы ли на окошке в ящике выращивать — дедушка никогда не отказывал. Одного только от внука требовал:

— Коли берёшься за дело — доводи до конца. А если видишь, что дело тебе не по рукам, подожди, когда вырастешь.

Вот так и жил Алёша. Всех в своей большой семье радовал и сам радовался, настоящим человеком себя чувствовал, и другие его таким же называли.

Хорошо на свете жить, когда тебя люди хвалят, когда всё тебе удаётся! Даже в пасмурный день на душе светло и весело.

 

Вопросы к тексту

1) Алёша Хомутов рос старательным или ленивым мальчиком?

а) Старательным;     

б) ленивым.

2) Больше всех Алёшу любили дедушка или бабушка?

а) Дедушка;                                                      

б) бабушка.

3) Дедушка советовал Алёше бросать начатое дело ими доводить до конца?

а) Бросать начатое дело;                                   

б) доводить до конца.

4) Для всей семьи Алёша был радостью или огорчением?

а) Радостью;                                                      

б) огорчением.

Ответы: 1. а); 2. а); 3. б); 4. а).

 

IV. Итог урока

 

V. Домашнее задание