II СЕМЕСТР
УРОК 49
Тема. Аудирование. Слушание стихотворений. Определение общего тона прослушанного текста, темпа, громкости, речи, связь этих особенностей речи с её содержанием, условиями общения
Цель: учить учащихся слушать стихотворения, определять общий тон прослушанного текста, громкости речи, связывать эти особенности речи с её содержанием; развивать наблюдательность, связную речь; воспитывать интерес к чтению.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Работа по теме урока
1. Разгадайте ребус
— В этом ребусе зашифрована скороговорка. Разгадайте её.
Во дворе трава, на траве дрова.
Повторите скороговорку.
2. Загадки
• Не жужжу, когда сижу.
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
B. Фетисов
— О ком же эта загадка? Что вам помогло сразу разгадать её?
— Во многих словах загадки повторяется звук [ж], он помог нам назвать того, о ком эта загадка. Это жук. Ведь когда жук летит, нам кажется, что он непрерывно издает звук ж-ж-ж...
В следующей загадке говорится о предмете, который помогает нам по утрам вовремя проснуться, не опоздать в школу, на работу.
• Ежедневно
В шесть утра,
Я трещу:
— Вставать порррррра!!!
C. Погореловский
— Эта загадка о будильнике. Какое слово в загадке передаёт звонок будильника? Как меняется громкость речи при чтении загадки? Почему?
— Что мы услышим, если скажем: «Кукушка кукует на суку»?
3. Внимательно послушайте стихотворение. Следите за темпом, громкостью речи
ПРИСЛУШАЙСЯ К СЛОВУ
Была
Тишина,
Тишина,
Тишина...
Вдруг
Грохотом
Грома
Сменилась
Она!
И вот уже дождик
Тихонько —
Ты слышишь? —
Закрапал,
Закрапал,
Закрапал
По крыше...
Наверно,
Сейчас
Барабанить
Он станет...
Уже
Барабанит!
Уже
Барабанит!
А. Шибаев
Учитель читает стихотворение вместе с учащимися, выделяя различные части по темпу, тону, громкости речи, находя ключевые слова для передачи различных картин: предгрозовой тишины, первых раскатов грома, лёгкого шелеста первых капель и, наконец, барабанной дроби крупных дождевых капель.
4. Послушайте ещё одно стихотворение: «Слушал Шорох тишину»
— Можно ли, судя по заглавию, предугадать, в каком темпе, с какой громкостью будет читаться это стихотворение?
В тишине лесной глуши
Шёпот к Шороху спешит.
Шёпот к Шороху спешит,
Шёпот по лесу шуршит.
— Ты куда?
— К тебе лечу.
Дай на ушко пошепчу:
— Шу-шу-шу да ши-ши-ши.
— Тише, Шорох, не шурши,
Навостри-ка уши —
Тишину послушай!
— Слышишь?
— Слышу.
— Что ты слышишь?
— Шебуршатся где-то мыши,
Под кореньями шуршат —
Дружно шишку шелушат.
— Тише, Шорох, не дыши!..
Слышишь, стихли камыши?
Слышишь?
— Слышу...
По болоту
Вышли цапли на охоту.
Цапли ужинать спешат
Рыщут-ищут лягушат.
— Слышишь?
— Слышу...
Две букашки
Спать устроились в ромашке
Под простынки влезть хотят,
Лепестками шелестят.
«Звинь-звинь-звинь!» —
А это Шмель
Прошмыгнул и сел на ель.
У Пчелы-портнихи Шмель
Шьёт хорошую шинель.
Он вернётся с этой ели
В новой шёлковой шинели,
С медной шашкой,
В звонких шпорах —
И умчится в вышину...
— Что ты слышишь,
Шорох?
— Тише!
Слышу
Тишину...
В. Суслов
— Смогли ли вы, судя по названию, предугадать темп, громкость речи?
— Почему?
Чтение стихотворения «эхом» за учителем.
5. Аудирование
ЧУЖАЯ КАЛИТКА
Алёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. Его очень любили в семье, но больше всех Алёшу любил дедушка, любил, и как мог, помогал ему расти хорошим человеком. Не баловал дед внука, но и не отказывал в том, в чём можно не отказать.
Дрова вздумает пилить Алёша — милости просим! Дед за одну ручку пилы держится, внук — за другую. Помучится парень, да научится.
Так и во всём. Красить ли крылечко задумает малец, огурцы ли на окошке в ящике выращивать — дедушка никогда не отказывал. Одного только от внука требовал:
— Коли берёшься за дело — доводи до конца. А если видишь, что дело тебе не по рукам, подожди, когда вырастешь.
Вот так и жил Алёша. Всех в своей большой семье радовал и сам радовался, настоящим человеком себя чувствовал, и другие его таким же называли.
Хорошо на свете жить, когда тебя люди хвалят, когда всё тебе удаётся! Даже в пасмурный день на душе светло и весело.
Вопросы к тексту
1) Алёша Хомутов рос старательным или ленивым мальчиком?
а) Старательным;
б) ленивым.
2) Больше всех Алёшу любили дедушка или бабушка?
а) Дедушка;
б) бабушка.
3) Дедушка советовал Алёше бросать начатое дело ими доводить до конца?
а) Бросать начатое дело;
б) доводить до конца.
4) Для всей семьи Алёша был радостью или огорчением?
а) Радостью;
б) огорчением.
Ответы: 1. а); 2. а); 3. б); 4. а).
IV. Итог урока
V. Домашнее задание