УРОК № 49
Тема. Глагол. Значение глагола. Неопределённая форма глагола
Цель: углубить знания учащихся о глаголе как части речи; познакомить учащихся с неопределённой формой глагола; научить распознавать неопределённую форму глагола и правильно её произносить; воспитывать культуру речи.
Ожидаемые результаты: учащиеся распознают неопределённую форму глагола и правильно её произносят и пишут.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Проверка домашнего задания.
Учащиеся читают составленные дома описания рук своей мамы и отвечают на вопрос:
— Какую часть речи вы употребляли, описывая работу, выполняемую мамиными руками.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Беседа с учащимися.
— Какая часть речи называется глаголом?
— На какие вопросы отвечает глагол? Приведите пример.
— Как в тексте найти глаголы?
— Для чего глаголы служат в нашей речи?
- Выборочный диктант.
Выпишите глаголы. В скобках запишите вопросы, на которые отвечают выписанные глаголы.
Цветут ландыши, потом зацветает шиповник. Мотыльки кружили над ромашками. В них сидел ворчливый шмель. Солнце скоро спрячется тихонько за холмом. В окна постучит дождь.
- Тренировочное упражнение.
Подберите к данным существительным однокоренные глаголы.
Образец: мечта — мечтать.
Свет, цветок, украшение, корм, дружба, подарок, танец, глоток.
- Словарный диктант.
Подчеркните орфограммы в глаголах. Устно подберите проверочные слова.
Ломать, носить, ходить, стоять, косить, прилетать, писать, смотреть, кормить, украшать.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Работа с учебником.
Прочитайте теоретический материал: [1] с. 220-221; [2] с. 131-132.
- Тренировочные упражнения.
1. Переведите с украинского языка на русский. Выделите суффикс неопределённой формы глагола. Сравните формы в обоих языках.
Терти, клеїти, бити, купити, стати, їздити, тремтіти, червоніти, думати, залишати, стрибати, малювати.
2. Поставьте глаголы в неопределённую форму. Объясните правописание мягкого знака. Выделите корень в словах.
Образец: зажёг — зажечь.
Пересеку, напёк, берегу, лягу, стерёг, впрягу.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
- Тренировочные упражнения.
1. Составьте предложения с глаголами: строится — пора строиться; готовится — надо готовиться; заботится — буду заботиться.
— Как распознать неопределённую форму глагола?
— Как произносится -ться в глаголах?
2. Подберите к глаголам антонимы. Выделите суффиксы.
Работать, болеть, говорить, открыть, давать, стоять.
- Распределительный диктант.
Запишите словосочетания в две колонки: 1) с глаголами, употреблёнными в прямом смысле, 2) в переносном.
Развесить бельё, развесить уши; расшатать здоровье, расшатать гвоздь; поднять пыль, поднять тревогу; лететь стрелой, лететь в самолёте; войти в доверие, войти в дом; завоевать уважение, завоевать страну.
- Творческое задание.
Напишите, какие у каждого из вас планы на этот год (кроме школьных занятий), употребляя глаголы в неопределённой форме.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
1. Научиться играть на гитаре.
2. Сделать альбом летних фотографий.
3. Поехать летом на море.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал: [1] § 43; [2] § 58.
2. Выполнить упражнение: [1] 483; [2] 394.
VI. ИТОГ УРОКА
- Вопросы учащимся.
— Какая часть речи называется глаголом?
— Что значит начальная форма глагола?
— Как пишутся глаголы неопределённой формы?