Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Естествознание - разработки уроков уроков

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ТЕМА 3. РУКОТВОРНЫЕ СИСТЕМЫ

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДОСТАТОЧНОГО УРОВНЯ (7-9 БАЛЛОВ)

 

Вопрос

1. По каким признакам судят о погружение в состояние невесомости?

2. Почему трудно удержать в руках живую рыбу?

3. Приведите примеры, когда в природе и технике сила трения наносит вред, а когда приносит пользу.

4. В солнечный день крыши домов нагреваются. Какие виды энергии преобразуются при этом явлении?

 

Задание «Один за одним»

Расставьте предложенные примеры в порядке увеличения определенной характеристики.

1. Как известно, работа (А) зависит от величины силы (F), приложенной к телу, и расстояния (S), на которое переместилось тело под воздействием этой силы. Пользуясь формулой A = F S, распределите описаны ситуации, начиная от той, в которой происходила самая работа, к той, когда значение работы было наибольшим:

1) мальчик перенес портфель весом 5 кг от квартиры до школы на расстояние 700 метров;

2) отец мальчика, делая в квартире ремонт, передвинул шкаф весом 80кг на расстояние 4 метра;

3) мама мальчика принесла 10 кг продуктов из магазина, который расположен на расстоянии 450 метров от квартиры;

4) одноклассник мальчика, который был дежурным в классе, принес ведро с водой для мытья пола в кабинете и потом отнес его обратно, чтобы вылить воду. Вес ведра с водой 6 кг, а расстояние от крана до кабинета 50 метров.

Ответ: отец (320), очередной мальчик (600), мальчик (3500), мама мальчика (4500).

2. Распределите виды энергии в таком порядке: от того вида энергии, который человек использовал первым, до того вида, которым человек научился пользоваться сравнительно недавно: световая энергия топлива, химическая энергия, атомных, электрических, механических машин и механизмов.

Ответ: химическая (продукты питания) - световая (открытый огонь) - механическая - электрическая - атомная.

3. Распределите машины и механизмы в таком порядке от изобретенных первыми в тех, что появились в быту человека последние: мобильный телефон, подшипник, самолет, рычаг, ткацкий станок, холодильник, карета.

Ответ: рычаг, карета, ткацкий станок, подшипник, самолет, холодильник, мобильный телефон.

 

Игра «Верю - не верю»

Ее можно проводить на любом уроке в устной или письменной форме. Если подобные вопросы учитель подает в письменной форме, то ученики рядом с утверждением ставят букву В (верю) или знак плюс, если согласны с утверждением, и ставят букву Н (не верю) или знак минус, если не согласны с утверждением. Во время проведения подобного опроса в устной форме учитель может попросить исправлять ложное утверждение, то есть называть правильное или обосновать свое несогласие.

1. Единицу измерения силы назвали в честь английского ученого Исаака Ньютона. В

2. Сила тяжести существует на всех планетах Солнечной системы. В

3. Полностью устранить силу трения невозможно. В

4. Задача механизма, связывающего рабочий орган и двигатель машины,- превращать один вид энергии в другой. Н

5. Для тел, находящихся в состоянии покоя, сила тяжести уравновешивается силой упругости опоры, на которой эти тела лежат. В

6. Смеси металлов или сплавы - единственный вид материалов, который используется для изготовления современных машин. Н

7. Кроме сил тяжести, трения и упругости, существуют другие силы, напри мер Archimedean сила. В

8. Простые механизмы люди изобрели, создали и начали использовать очень давно, еще до нашей эры. В

9. Обязательной частью атомной электростанции (АЭС) является искусственный водоем - Водохранилище. Н

10. В результате фотосинтеза солнечная энергия не исчезает, а превращается в химическую энергию органических веществ. В

 

Задача «Третий - лишний»

Ученикам дают перечень понятий, сгруппированных по 3-4 примера. В каждой группе примеров один не соответствует теме, которой отвечают другие примеры из этой группы. Учитель может давать задания или только найти неподходящий логическом ряду пример, или как дополнительное задание - добавить собственный пример, который не нарушает логический ряд.

1. Виды сил: сила магнитная сила электрическая - физическая сила.

2. Приборы для измерения: ньютон - динамометр - градусник.

3. Характеристика силы: точка приложения силы - название силы - направление силы.

4. Простые механизмы: ножницы - блок - винт.

5. Действие силы тяжести: излучение Солнцем тепла и света - вращение планет вокруг Солнца - существование земной атмосферы.

6. Действие силы трения: посыпки льда песком - семена растений с цепкой поверхностью - покраска забора зеленой краской.

7. Виды топлива: природный газ - электрическая лампочка - дрова.

8. Действие силы упругости: раскачка маятника часов - раскачивание ветвей деревьев на ветру - раскачивания груза на пружине.

9. Искусственные вещества: резина - вода - пластмасса.

10. Искусственные системы: электродвигатель - движение спутников планет - двигатель внутреннего сгорания.

 

Игра «Найди ошибку»

Возможны два варианта ее проведения. В первом случае учитель дает ученикам заранее подготовленный текст и просит найти в нем ошибки (можно указать их общее количество). Среди таких ошибок 2-3 могут быть явными, 2-3 типичными и 1-2 малозаметными. Для нахождения малозаметных ошибок необходимо отличное владение изученным материалом.

Эту же игру можно использовать как командную. Каждая команда готовит дома рассказ по определенной (одинаковой для всех команд) темой и с одинаковым количеством ошибок. Во время встречи на уроке или внеклассном мероприятии этот текст предлагают команде-сопернице. В этом случае возможно соревнование - кто больше «спрячет» и кто больше найдет ошибок в тексте.

Приведенный текст можно использовать и как пример, и как основной.

Все живые организмы используют электрическую энергию, выделяющуюся при расщеплении молекул органических веществ, которые поступают вместе с пищей. По мнению ученых, такие мощные источники энергии, как рудные полезные ископаемые образовались из остатков растений и животных, населявших Землю в очень далекие времена. Благодаря дыханию эта солнечная энергия давности не пропала, а была преобразована зелеными растениями в химическую энергию. Поэтому справедливо будет утверждать, что энергия, которая поступает в организмы животных и человека вместе с водой, сначала была солнечной энергией. Для обеспечения энергией космических кораблей на внешней стороне их корпуса устанавливают зенитные батареи.