ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ТЕМА 3. РУКОТВОРНЫЕ СИСТЕМЫ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДОСТАТОЧНОГО
УРОВНЯ (7-9 БАЛЛОВ)
Вопрос
1. По каким признакам судят о
погружение в состояние невесомости?
2. Почему трудно удержать в руках живую рыбу?
3. Приведите примеры, когда в природе
и технике сила трения наносит вред, а когда приносит пользу.
4. В солнечный день крыши домов
нагреваются. Какие виды энергии преобразуются при этом явлении?
Задание «Один за одним»
Расставьте предложенные примеры в
порядке увеличения определенной характеристики.
1. Как известно, работа (А) зависит
от величины силы (F), приложенной к телу, и расстояния (S), на
которое переместилось тело под воздействием этой силы. Пользуясь формулой A = F ∙ S, распределите
описаны ситуации, начиная от той, в которой происходила самая работа, к
той, когда значение работы было наибольшим:
1) мальчик перенес портфель весом 5
кг от квартиры до школы на расстояние 700 метров;
2) отец мальчика, делая в
квартире ремонт, передвинул шкаф весом 80кг на расстояние 4 метра;
3) мама мальчика принесла 10 кг
продуктов из магазина, который расположен на расстоянии 450 метров от квартиры;
4) одноклассник мальчика, который был
дежурным в классе, принес ведро с водой для мытья пола в кабинете и потом
отнес его обратно, чтобы вылить воду. Вес ведра с водой 6 кг, а расстояние от
крана до кабинета 50 метров.
Ответ: отец (320), очередной
мальчик (600), мальчик (3500), мама мальчика (4500).
2. Распределите виды энергии в таком
порядке: от того вида энергии, который человек использовал первым, до того
вида, которым человек научился пользоваться сравнительно недавно: световая энергия
топлива, химическая энергия, атомных, электрических, механических машин и механизмов.
Ответ: химическая (продукты
питания) - световая (открытый огонь) - механическая - электрическая - атомная.
3. Распределите машины и механизмы в
таком порядке от изобретенных первыми в тех, что появились в быту человека
последние: мобильный телефон, подшипник, самолет, рычаг, ткацкий станок,
холодильник, карета.
Ответ: рычаг, карета, ткацкий
станок, подшипник, самолет, холодильник, мобильный телефон.
Игра «Верю - не верю»
Ее можно проводить на любом
уроке в устной или письменной форме. Если подобные вопросы учитель подает в
письменной форме, то ученики рядом с утверждением ставят букву В (верю) или знак
плюс, если согласны с утверждением, и ставят букву Н (не верю) или знак минус,
если не согласны с утверждением. Во время проведения подобного опроса в устной
форме учитель может попросить исправлять ложное утверждение, то есть называть
правильное или обосновать свое несогласие.
1. Единицу измерения силы назвали
в честь английского ученого Исаака Ньютона. В
2. Сила тяжести существует на всех планетах
Солнечной системы. В
3. Полностью устранить силу трения
невозможно. В
4. Задача механизма, связывающего
рабочий орган и двигатель машины,- превращать один вид энергии в другой. Н
5. Для тел, находящихся в состоянии
покоя, сила тяжести уравновешивается силой упругости опоры, на которой эти тела
лежат. В
6. Смеси металлов или сплавы -
единственный вид материалов, который используется для изготовления современных машин. Н
7. Кроме сил тяжести, трения и упругости,
существуют другие силы, напри мер Archimedean сила. В
8. Простые механизмы люди изобрели,
создали и начали использовать очень давно, еще до нашей эры. В
9. Обязательной частью атомной
электростанции (АЭС) является искусственный водоем - Водохранилище. Н
10. В результате фотосинтеза солнечная
энергия не исчезает, а превращается в химическую энергию органических веществ. В
Задача «Третий - лишний»
Ученикам дают перечень понятий, сгруппированных
по 3-4 примера. В каждой группе примеров один не соответствует теме, которой
отвечают другие примеры из этой группы. Учитель может давать задания или
только найти неподходящий логическом ряду пример, или как дополнительное задание -
добавить собственный пример, который не нарушает логический ряд.
1. Виды сил: сила магнитная сила
электрическая - физическая сила.
2. Приборы для измерения: ньютон -
динамометр - градусник.
3. Характеристика силы: точка
приложения силы - название силы - направление силы.
4. Простые механизмы: ножницы - блок -
винт.
5. Действие силы тяжести: излучение
Солнцем тепла и света - вращение планет вокруг Солнца - существование земной
атмосферы.
6. Действие силы трения: посыпки льда
песком - семена растений с цепкой поверхностью - покраска забора зеленой краской.
7. Виды топлива: природный газ -
электрическая лампочка - дрова.
8. Действие силы упругости: раскачка
маятника часов - раскачивание ветвей деревьев на ветру - раскачивания груза
на пружине.
9. Искусственные вещества: резина - вода -
пластмасса.
10. Искусственные системы: электродвигатель - движение
спутников планет - двигатель внутреннего сгорания.
Игра «Найди ошибку»
Возможны два варианта ее проведения.
В первом случае учитель дает ученикам заранее подготовленный текст и просит
найти в нем ошибки (можно указать их общее количество). Среди таких
ошибок 2-3 могут быть явными, 2-3 типичными и 1-2 малозаметными. Для
нахождения малозаметных ошибок необходимо отличное владение изученным
материалом.
Эту же игру можно использовать как
командную. Каждая команда готовит дома рассказ по определенной (одинаковой для всех
команд) темой и с одинаковым количеством ошибок. Во время встречи на уроке или
внеклассном мероприятии этот текст предлагают команде-сопернице. В этом случае
возможно соревнование - кто больше «спрячет» и кто больше найдет ошибок в тексте.
Приведенный текст можно использовать и
как пример, и как основной.
Все живые организмы используют
электрическую энергию, выделяющуюся при расщеплении молекул органических веществ,
которые поступают вместе с пищей. По мнению ученых, такие мощные источники энергии, как
рудные полезные ископаемые образовались из остатков растений и животных, населявших
Землю в очень далекие времена. Благодаря дыханию эта солнечная энергия давности не
пропала, а была преобразована зелеными растениями в химическую энергию. Поэтому
справедливо будет утверждать, что энергия, которая поступает в организмы животных и
человека вместе с водой, сначала была солнечной энергией. Для обеспечения
энергией космических кораблей на внешней стороне их корпуса устанавливают
зенитные батареи.