Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Естествознание - разработки уроков уроков

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ТЕМА 3. РУКОТВОРНЫЕ СИСТЕМЫ

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ (4-6 БАЛЛОВ)

 

Вопрос

1. Какая сила тяжести действует на тело массой 100 г, 1кг, 10кг? Запишите значение этой силы, используя ее обозначение:

F = 1 Н, F = 10 Н, F = 100 Н

2. Под действием какой силы происходят в природе камнепады, оползни и сход снежных лавин?

 

Задание «Найди пару»

Эту игру можно проводить как индивидуально, так и командно. Если ученики работают индивидуально, то каждый получает лист с таблицей из двух столбцов. В левом столбике - сроки (не больше 10-12), в правом столбце - определения этих терминов, но не в той последовательности, в которой они перечислены слева. Задача: слева и справа надписать соответствующие номера (как вариант для небольшого количества терминов - соединить стрелками термин и его определение).

Если работа проводится командно, участники одной команды получают карточки с терминами, участники другой команды - карточки с определениями. Как вариант игры - карточки с вопросами и ответами или фотографиями объектов и их названий. Поиск пары проводят обе команды. Пара, образовавшаяся последней, выбывает из игры или получает штрафные баллы, штрафной задачи.

 

Срок

Определение

1. Сила тяжести

Нефть, газ, каменный уголь, торф (10)

2. Сила упругости

Часть любой машины, преобразует один вид энергии в другой (8)

3. Сила трения

Единица измерения силы (9)

4. Механическая энергия

Сила, возникающая в случае деформации предмета и стремится восстановить его форму (2)

5. Тепловая энергия

Сила, возникающая между поверхностями тел, которые соприкасаются (3)

6. Световая энергия

Сила, с которой Земля притягивает к себя тела (7)

7. Рабочий орган

Способность выполнять работу с перемещение тела (4)

8. Двигатель

Часть любой машины, помогает человеку выполнить ту работу, ради которой она создала данную машину (7)

9. Ньютон

Вид энергии, выделяющейся при сгорании топлива (5)

10. Горючие полезные ископаемые

Вид энергии, которую мы получаем от Солнца, электрической лампочки, свечи (б)

 

Задание «Распредели на группы»

1. Распределите на две группы (простые и сложные механизмы) приведены механизмы: щипцы для орехов, чесночница, колесо, клещи, коловорот, ножницы, коромысло, клин, консервный нож, домкрат, весло, лом, пандус, блок, дверной замок.

 

Простые

Сложные

Колесо, лапа, коловорот, коромысло, клин, весло, лом, пандус, блок

Щипцы для орехов, чесночница, консервный нож, домкрат, дверной замок, ножницы

 

2. Распределите на две группы (простые и многофункциональные машины) приведены машины: легковой автомобиль, автовышка, велосипед, пылесос, подъемный кран, комбайн сельскохозяйственный, персональный компьютер, холодильник, самолет-бомбардировщик, швейная машина, будильник, мобильный телефон, принтер, водопроводный кран.

 

Простые

Многофункциональные

Легковой автомобиль, велосипед, пылесос, подъемный кран, холодильник, принтер, водопроводный кран

Автовышка, комбайн, персональный компьютер, самолет-бомбардировщик, швейная машина, будильник, мобильный телефон

 

Задание «Продолжи логический ряд»

Сила тяжести - сила упругости- _____________________________ (сила трения)

Точка приложения силы - направление силы- _______________________________ (величина силы)

Трение покоя - трение катания- _______________________________________ (трение скольжения)

Коловорот - наклонная плоскость- ____________________________________ (клин)

Электрическая энергия, химическая энергия - _________________________________ (атомная энергия)

Простые механизмы - сложные механизмы - ______________________________ (машины)

Рабочий орган - двигатель- _______________________________ (связующий механизм)

Металлы - пластмассы - __________________________________ (резина)

Торф - уголь - ________________________________ (нефть)

ТЭС - АЭС- ______________________________ (ГЭС)

Энергия внутреннего тепла Земли - энергия Солнца- _______________________________ (энергия ветра)

Комбайн - мобильный телефон - ________________________________ (персональный компьютер)

 

Игра «Корова» (показуха)

Используется на этапе обобщающего повторения. Ученики объединяются в две команды. Каждая по очереди вызывает по одному участнику из команды соперников и называет ему какой-нибудь срок с темы на повторение. Ученик, получивший задание, должен продемонстрировать своей команде значение этого термина с помощью мимики и жестов, без слов и использование дополнительных предметов. Если команда за помощью красноречивых действий своего участника отгадала срок, ей начисляется балл. Побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов.

Например, жестами и мимикой можно показать такие сроки: динамометр, винт, колесо, энергия, ТЭС, ГЭС, АЭС, рычаг.

 

Задание «Подбери антонимы»

Движение- ________________ (спокойствие)

Простые механизмы - ____________________________ (сложные механизмы)

Разбазаривание - ______________________________ (экономия)

 

Задание «Подбери синонимы»

Помощники человека - ___________________________ (машины и механизмы)

Многофункциональная машина - ___________________ (комбайн)

Работоспособный - _________________________ (энергичный)

Рациональный - _________________________ (экономный)

Горючие полезные ископаемые - ____________________ (топливные)

 

Задача «Потеряна информация»

Вставьте в предложения пропущенные слова.

В природе одни тела постоянно _______________________ на другие тела. Сила___________________ на Луне гораздо меньше, чем на Земле. На грузик, подвешенный к пружине, сила тяжести действует вертикально___________________, а сила___________________________ направлена вертикально вверх. Сила трения всегда направлена__________________ движения тела. Сила трения качения намного_________________________ от силы трения скольжения - это различие использована при изобретении колеса. Колесо и другие________________ помогают увеличить силу или изменить ее_______________________. На величину механической работы влияют сила, приложенная к телу, и____________________, на которое переместилось тело под действием этой силы. Энергия не исчезает бесследно и не образуется из ничего, а только терпит_____________________ с одного вида энергии в другой. Необходима для работы машин_______________________ поступает при сгорании топлива, использовании электричества и от других источников. _____________________ - это экономное использование энергии, усовершенствование машин и механизмов.

Потерянные слова: направление, расстояние, преобразования, энергосбережения, влияют, веса, упругости, кверху, против, менее, механизмы, энергия.

 

Задание «Закончи фразу»

В зависимости от уровня подготовки учащихся пропущенные слова и словосочетания или обозначения могут быть предложены в конце перечня фраз (как это было сделано в предыдущем задании «Потеряна информация») или, с целью усложнения задачи, учитель может не подавать подсказки готовых ответов.

1. Для существования живых организмов, работы машин и механизмов необходима_____________________ (энергия).

2. Для поднятия тела массой 100 г необходимо применить силу, которая равна____________________ (1 ньютону).

3. Каждый динамометр имеет пружину, стрелку и_____________________ (шкалу).

4. Когда сила тяжести, растягивает пружину с грузом, равна силе упругости, груз прекращает двигаться вниз и наступает состояние___________________ (покоя).

5. Если бы не было силы трения, движение тел длился бы_______________________ (не кончено).

6. Человек в процессе своей деятельности использует силу собственных мышц, мышц животных, а также силу разных ___________________ (машин).

7. Для уменьшения силы трения поверхности тела тщательно______________________ (полируют).

8. Некоторые живые организмы имеют обтекаемую форму тела, что позволяет уменьшить во время движения силу_________________ (трения).

9. Ткани растений и животных могут выдерживать большие нагрузки, не разрушаясь, благодаря силе_________________ (упругости).

10. Крупнейшим источником энергии для живых существ нашей планеты________________ (Солнце).

 

Поэты о науке

Был этот мир глубокой тьмой окутанный.

Да будет свет! И вот появился... Кто появился?

- Явился Ньютон!

(Александр Поп)

 

Больше всего - пространство, ибо оно вмещает все.

Быстрее всего - мысоль, ибо она бежит без остановки.

Сильнее всех - необходимость, ибо она одолевает всех.

Мудрее всего - время, ибо оно обнаруживает все.

(Фалес Милетский)

 

В своей поэме «О природе вещей» Тит Лукреций Кар пишет:

«...всякий раз, когда солнечный свет проникает

В наши жилища и мрак прорезает своими лучами,

Множество маленьких тел в пустоте, ты увидишь, мелькая,

Мечутся взад и вперед в лучистом сиянии света...»

Какое явление описано здесь? (Броуновское движение.)