ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ТЕМА 3. РУКОТВОРНЫЕ СИСТЕМЫ
ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ СРЕДНЕГО
УРОВНЯ (4-6 БАЛЛОВ)
Вопрос
1. Какая сила тяжести действует на тело массой
100 г, 1кг, 10кг? Запишите значение этой силы, используя ее обозначение:
F = 1 Н, F = 10 Н, F = 100 Н
2. Под действием какой силы происходят в
природе камнепады, оползни и сход снежных лавин?
Задание «Найди пару»
Эту игру можно проводить как
индивидуально, так и командно. Если ученики работают индивидуально, то каждый
получает лист с таблицей из двух столбцов. В левом столбике - сроки (не
больше 10-12), в правом столбце - определения этих терминов, но не в той последовательности,
в которой они перечислены слева. Задача: слева и справа надписать
соответствующие номера (как вариант для небольшого количества терминов - соединить
стрелками термин и его определение).
Если работа проводится командно,
участники одной команды получают карточки с терминами, участники другой команды -
карточки с определениями. Как вариант игры - карточки с вопросами и ответами или
фотографиями объектов и их названий. Поиск пары проводят обе команды. Пара,
образовавшаяся последней, выбывает из игры или получает штрафные баллы, штрафной
задачи.
Срок
|
Определение
|
1. Сила тяжести
|
Нефть, газ, каменный уголь, торф
(10)
|
2. Сила упругости
|
Часть любой машины,
преобразует один вид энергии в другой (8)
|
3. Сила трения
|
Единица измерения силы (9)
|
4. Механическая энергия
|
Сила, возникающая в случае
деформации предмета и стремится восстановить его форму (2)
|
5. Тепловая энергия
|
Сила, возникающая между поверхностями
тел, которые соприкасаются (3)
|
6. Световая энергия
|
Сила, с которой Земля притягивает к
себя тела (7)
|
7. Рабочий орган
|
Способность выполнять работу с
перемещение тела (4)
|
8. Двигатель
|
Часть любой машины,
помогает человеку выполнить ту работу, ради которой она создала данную машину
(7)
|
9. Ньютон
|
Вид энергии, выделяющейся при
сгорании топлива (5)
|
10. Горючие полезные ископаемые
|
Вид энергии, которую мы получаем от
Солнца, электрической лампочки, свечи (б)
|
Задание «Распредели на группы»
1. Распределите на две группы (простые
и сложные механизмы) приведены механизмы: щипцы для орехов, чесночница, колесо,
клещи, коловорот, ножницы, коромысло, клин, консервный нож, домкрат, весло,
лом, пандус, блок, дверной замок.
Простые
|
Сложные
|
Колесо, лапа, коловорот,
коромысло, клин, весло, лом, пандус, блок
|
Щипцы для орехов, чесночница,
консервный нож, домкрат, дверной замок, ножницы
|
2. Распределите на две группы (простые
и многофункциональные машины) приведены машины: легковой автомобиль, автовышка,
велосипед, пылесос, подъемный кран, комбайн сельскохозяйственный, персональный
компьютер, холодильник, самолет-бомбардировщик, швейная машина, будильник, мобильный
телефон, принтер, водопроводный кран.
Простые
|
Многофункциональные
|
Легковой автомобиль, велосипед,
пылесос, подъемный кран, холодильник, принтер, водопроводный кран
|
Автовышка, комбайн, персональный
компьютер, самолет-бомбардировщик, швейная машина, будильник, мобильный телефон
|
Задание «Продолжи логический ряд»
Сила тяжести - сила упругости- _____________________________
(сила трения)
Точка приложения силы - направление
силы- _______________________________ (величина силы)
Трение покоя - трение катания- _______________________________________
(трение скольжения)
Коловорот - наклонная плоскость- ____________________________________
(клин)
Электрическая энергия, химическая энергия
- _________________________________ (атомная энергия)
Простые механизмы - сложные механизмы
- ______________________________ (машины)
Рабочий орган - двигатель- _______________________________
(связующий механизм)
Металлы - пластмассы -
__________________________________ (резина)
Торф - уголь -
________________________________ (нефть)
ТЭС - АЭС- ______________________________
(ГЭС)
Энергия внутреннего тепла Земли -
энергия Солнца- _______________________________ (энергия ветра)
Комбайн - мобильный телефон -
________________________________ (персональный компьютер)
Игра «Корова» (показуха)
Используется на этапе
обобщающего повторения. Ученики объединяются в две команды. Каждая по очереди
вызывает по одному участнику из команды соперников и называет ему какой-нибудь срок
с темы на повторение. Ученик, получивший задание, должен продемонстрировать своей
команде значение этого термина с помощью мимики и жестов, без слов и
использование дополнительных предметов. Если команда за помощью красноречивых действий
своего участника отгадала срок, ей начисляется балл. Побеждает та команда,
которая набрала наибольшее количество баллов.
Например, жестами и мимикой можно
показать такие сроки: динамометр, винт, колесо, энергия, ТЭС, ГЭС, АЭС,
рычаг.
Задание «Подбери антонимы»
Движение- ________________ (спокойствие)
Простые механизмы -
____________________________ (сложные механизмы)
Разбазаривание -
______________________________ (экономия)
Задание «Подбери синонимы»
Помощники человека -
___________________________ (машины и механизмы)
Многофункциональная машина -
___________________ (комбайн)
Работоспособный -
_________________________ (энергичный)
Рациональный -
_________________________ (экономный)
Горючие полезные ископаемые -
____________________ (топливные)
Задача «Потеряна информация»
Вставьте в предложения пропущенные слова.
В природе одни тела постоянно
_______________________ на другие тела. Сила___________________ на Луне
гораздо меньше, чем на Земле. На грузик, подвешенный к пружине, сила тяжести действует
вертикально___________________, а сила___________________________ направлена
вертикально вверх. Сила трения всегда направлена__________________ движения тела.
Сила трения качения намного_________________________ от силы трения скольжения -
это различие использована при изобретении колеса. Колесо и другие________________ помогают
увеличить силу или изменить ее_______________________. На величину механической
работы влияют сила, приложенная к телу, и____________________, на которое
переместилось тело под действием этой силы. Энергия не исчезает бесследно и не
образуется из ничего, а только терпит_____________________ с одного вида
энергии в другой. Необходима для работы машин_______________________ поступает
при сгорании топлива, использовании электричества и от других источников. _____________________
- это экономное использование энергии, усовершенствование машин и механизмов.
Потерянные слова: направление, расстояние,
преобразования, энергосбережения, влияют, веса, упругости, кверху, против,
менее, механизмы, энергия.
Задание «Закончи фразу»
В зависимости от уровня подготовки учащихся
пропущенные слова и словосочетания или обозначения могут быть предложены в
конце перечня фраз (как это было сделано в предыдущем задании «Потеряна
информация») или, с целью усложнения задачи, учитель может не подавать
подсказки готовых ответов.
1. Для существования живых организмов,
работы машин и механизмов необходима_____________________ (энергия).
2. Для поднятия тела массой 100 г
необходимо применить силу, которая равна____________________ (1 ньютону).
3. Каждый динамометр имеет пружину,
стрелку и_____________________ (шкалу).
4. Когда сила тяжести, растягивает
пружину с грузом, равна силе упругости, груз прекращает двигаться вниз и
наступает состояние___________________ (покоя).
5. Если бы не было силы трения, движение тел
длился бы_______________________ (не кончено).
6. Человек в процессе своей
деятельности использует силу собственных мышц, мышц животных, а также силу разных
___________________ (машин).
7. Для уменьшения силы трения
поверхности тела тщательно______________________ (полируют).
8. Некоторые живые организмы имеют
обтекаемую форму тела, что позволяет уменьшить во время движения силу_________________ (трения).
9. Ткани растений и животных могут
выдерживать большие нагрузки, не разрушаясь, благодаря силе_________________ (упругости).
10. Крупнейшим источником энергии для
живых существ нашей планеты________________ (Солнце).
Поэты о науке
Был этот мир глубокой тьмой
окутанный.
Да будет свет! И вот появился...
Кто появился?
- Явился Ньютон!
(Александр Поп)
Больше всего - пространство, ибо оно
вмещает все.
Быстрее всего - мысоль,
ибо она бежит без остановки.
Сильнее всех - необходимость, ибо
она одолевает всех.
Мудрее всего - время, ибо оно
обнаруживает все.
(Фалес Милетский)
В своей поэме «О природе вещей»
Тит Лукреций Кар пишет:
«...всякий раз, когда солнечный свет проникает
В наши жилища и мрак прорезает
своими лучами,
Множество маленьких тел в пустоте, ты увидишь, мелькая,
Мечутся взад и вперед в лучистом
сиянии света...»
Какое явление описано здесь? (Броуновское
движение.)