Урок 50
Тема. Прилагательные - синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение прилагательных
Цель: углубить знания учащихся о синонимы и антонимы на примере рассмотрения прилагательных, развивать умение подбирать и использовать прилагательные - синонимы и антонимы в речи, употреблять прилагательные в переносном значении, тренироваться давать полный и исчерпывающий ответ на вопрос; воспитывать желание работать на пользу общества.
Оборудование: карточки индивидуального опроса, словарь синонимов и антонимов, индивидуальные орфографические словарики.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
1. Работа с упражнением 193 (3)
2. Карточки индивидуального опроса
Карточка 1
Прочитай стихотворение. Выпиши сочетания существительных с прилагательными, в скобках укажи род прилагательных.
Что такое Родина?
За окошком калина,
тихая сказка мамочки,
сильные руки у папы,
под тополями дом,
под ивой колодец,
в чистом поле пшеница,
среди щелочи аист
и дубрава далека.
(П. Бондарчук)
Карточка 2
Прочитай стихотворение. Выпиши сочетания существительных с прилагательными, в скобках укажи число прилагательных.
ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ
Весна-волшебница, как будто царица,
Приказ свой послала, чтобы красота вставала.
И подснежники, и травка, и земная муравка,
и одуванчик обильная, и фіалочка ясна.
Все цветочки весенние, веселые, любимые
из-под листьев выходят, головки подводят
от снега зимнего солнца ясного.
Те цветы мелкие, как дети маленькие,
разбежались в роще, я их соберу.
В пучок до кучки - для мамы-голубки!
(О. Пчилка)
Карточка 3
Прочитай текст. Выпиши из него существительные с прилагательными, в скобках укажи число, а в единственном числе - и род.
Интересные образцы народной вышивки собрала Елена Пчилка, украинская писательница. Вышивали по волынскими узорами дети О. Пчелки - Леся Украинка и Ольга Кривнюк. Вышивка Полесья сохранила древние узоры и народные названия: хмель, ласковый хмель, пушистый хмель, дубовые листочки, маленькие яблочки, кудрявый барвинок.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
1. Рассказы детей о прилагательное
2. Работа со словарными словами
Фанера Фартук
- Чем похожи эти слова? Чем отличаются?
- Подберите к каждому из них несколько прилагательных, которые их характеризуют.
- Давайте поиграем в игру «Назови наоборот». Подберите антонимы к прилагательным, которые вы подобрали, а мы угадаем, какие прилагательные вы подобрали.
- А что такое антонимы?
- А как называются слова, близкие по значению? Приведите примеры.
- Как вы думаете, почему я выбрала именно эти два существительные?
- Что необходимо запомнить в этих словах? Запишите их в свой словарик.
III. Объявление темы и цели урока
- Сегодня будем учиться подбирать и использовать в речи прилагательные - синонимы и антонимы. Также поговорим о прямое и переносное значение прилагательных.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Дифференцированное задание
Сильные ученики - упражнение 194; учащиеся с недостаточной подготовкой - упражнение 195.
- В случае возникновения затруднений пользуйтесь словарями синонимов и антонимов.
Проверка - индивидуальный опрос.
Задача 185 (2) проработать устно коллективно.
2. Творческое задание (по упражнением 197)
- Назовите словосочетания, в которых прилагательное острый употреблено в прямом значении.
- Объясните употребление этого прилагательного в других словосочетаниях.
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Выборочный диктант
- Выберите и запишите синонимы к слову малый.
Веселый, зеленый, крошечный, очередной, высокий, мелкий, холодный, школьный, мизерный, небольшой.
- Прочитайте записанные синонимы.
- Почему вы считаете их синонимами?
- Можно ли считать слово высокий антонимом? Почему?
- Подберите антонимы к словам малый и высокий.
- Что вы можете рассказать о роли синонимов в речи?
2. Инструктаж по выполнению домашнего задания
3. Работа в парах (по материалу упражнения 196)
VI. Итог урока
- Объясните словосочетание путем подбора синонимов:
горячий привет - ...
железная воля - ...
каменное сердце - ...
- В каком значении употреблены прилагательные?
- Подберите антонимы к прилагательным.
- Какова роль синонимов и антонимов в языке?
VII. Домашнее задание
Упражнение 198, повторить словарные слова.