Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 4 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 50

Тема. Прилагательные - синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение прилагательных

 

Цель: углубить знания учащихся о синонимы и антонимы на примере рассмотрения прилагательных, развивать умение подбирать и использовать прилагательные - синонимы и антонимы в речи, употреблять прилагательные в переносном значении, тренироваться давать полный и исчерпывающий ответ на вопрос; воспитывать желание работать на пользу общества.

Оборудование: карточки индивидуального опроса, словарь синонимов и антонимов, индивидуальные орфографические словарики.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

1. Работа с упражнением 193 (3)

2. Карточки индивидуального опроса

Карточка 1

Прочитай стихотворение. Выпиши сочетания существительных с прилагательными, в скобках укажи род прилагательных.

Что такое Родина?

За окошком калина,

тихая сказка мамочки,

сильные руки у папы,

под тополями дом,

под ивой колодец,

в чистом поле пшеница,

среди щелочи аист

и дубрава далека.

(П. Бондарчук)

 

Карточка 2

Прочитай стихотворение. Выпиши сочетания существительных с прилагательными, в скобках укажи число прилагательных.

ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ

Весна-волшебница, как будто царица,

Приказ свой послала, чтобы красота вставала.

И подснежники, и травка, и земная муравка,

и одуванчик обильная, и фіалочка ясна.

Все цветочки весенние, веселые, любимые

из-под листьев выходят, головки подводят

от снега зимнего солнца ясного.

Те цветы мелкие, как дети маленькие,

разбежались в роще, я их соберу.

В пучок до кучки - для мамы-голубки!

(О. Пчилка)

 

Карточка 3

Прочитай текст. Выпиши из него существительные с прилагательными, в скобках укажи число, а в единственном числе - и род.

Интересные образцы народной вышивки собрала Елена Пчилка, украинская писательница. Вышивали по волынскими узорами дети О. Пчелки - Леся Украинка и Ольга Кривнюк. Вышивка Полесья сохранила древние узоры и народные названия: хмель, ласковый хмель, пушистый хмель, дубовые листочки, маленькие яблочки, кудрявый барвинок.

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

1. Рассказы детей о прилагательное

2. Работа со словарными словами

Фанера Фартук

- Чем похожи эти слова? Чем отличаются?

- Подберите к каждому из них несколько прилагательных, которые их характеризуют.

- Давайте поиграем в игру «Назови наоборот». Подберите антонимы к прилагательным, которые вы подобрали, а мы угадаем, какие прилагательные вы подобрали.

- А что такое антонимы?

- А как называются слова, близкие по значению? Приведите примеры.

- Как вы думаете, почему я выбрала именно эти два существительные?

- Что необходимо запомнить в этих словах? Запишите их в свой словарик.

 

III. Объявление темы и цели урока

- Сегодня будем учиться подбирать и использовать в речи прилагательные - синонимы и антонимы. Также поговорим о прямое и переносное значение прилагательных.

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Дифференцированное задание

Сильные ученики - упражнение 194; учащиеся с недостаточной подготовкой - упражнение 195.

- В случае возникновения затруднений пользуйтесь словарями синонимов и антонимов.

Проверка - индивидуальный опрос.

Задача 185 (2) проработать устно коллективно.

2. Творческое задание (по упражнением 197)

- Назовите словосочетания, в которых прилагательное острый употреблено в прямом значении.

- Объясните употребление этого прилагательного в других словосочетаниях.

 

V. Закрепление и систематизация знаний

1. Выборочный диктант

- Выберите и запишите синонимы к слову малый.

Веселый, зеленый, крошечный, очередной, высокий, мелкий, холодный, школьный, мизерный, небольшой.

- Прочитайте записанные синонимы.

- Почему вы считаете их синонимами?

- Можно ли считать слово высокий антонимом? Почему?

- Подберите антонимы к словам малый и высокий.

- Что вы можете рассказать о роли синонимов в речи?

2. Инструктаж по выполнению домашнего задания

3. Работа в парах (по материалу упражнения 196)

 

VI. Итог урока

- Объясните словосочетание путем подбора синонимов:

горячий привет - ...

железная воля - ...

каменное сердце - ...

- В каком значении употреблены прилагательные?

- Подберите антонимы к прилагательным.

- Какова роль синонимов и антонимов в языке?

 

VII. Домашнее задание

Упражнение 198, повторить словарные слова.