Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 4 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 51

Тема. Употребление прилагательных в художественных произведениях и в научно-популярных текстах

 

Цель: учить учеников различать текст по их стилистическим признакам, правильно употреблять прилагательные в текстах согласно с их целью; развивать речь детей, их творческий потенциал; воспитывать интерес к изучению родного языка.

Оборудование: карточки с текстами, рисунок дятла.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

1. Работа с упражнением 198

2. Работа со словарным словом Игра «Умей слушать и слышать»

Учитель четко произносит группу словарных слов с интервалом 5-8 секунд, чтобы ученики успевали проговорить каждое слово. Потом слова записывают и проверяют.

Инженер, километр, фанера, фартук.

Государство, строй, океан, зимой, сначала.

- Какое слово было новым?

- Какая в нем «ловушка»?

- Какие еще слова пишутся по этому правилу?

- Запишите слово в словарики.

3. Тест с взаимопроверкой (с доски)

I вариант

Создай такие словосочетания с существительными, чтобы прилагательные приобрели переносного значения.

Теплый, острый, сладкий, чистый.

II вариант

Спиши, вместо пропусков вставь прилагательные-антонимы.

Согласные бывают__________________ и__________________.

Гласные в словах бывают__________________ и__________________.

Реки бывают__________________ и__________________.

Звезды бывают__________________ и__________________.

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

- У вас на партах лежат карточки с текстами. Прочитайте их, определите тему и цель каждого.

КАЛИНА

Калина распространена в Украине. Из ее плодов изготавливают соки. Сок ягод калины улучшает аппетит. Плоды этого растения широко используют при лечении простудных заболеваний.

КАЛИНА

Мы живем в Украине и любим ее хорошую и певучую речь, ее прекрасных людей, ее пышную природу. Наша земля красива и щедра. Растет и рожь, и овощи, цветут цветы. Но особую любовь вызывает у нас калина. Растет она в тенистых лесах, в соловьиных рощах и дубравах. Сажают калину и возле домов, чтобы весной белым пышным цветом радовала, а зимой целебными ягодами от простуды лечила.

- Что вы можете рассказать про эти тексты?

 

III. Объявление темы и цели урока

- Сегодня мы расширим свои представления о научно-популярные и художественные тексты, а также поговорим о употребление прилагательных в различных типах текста.

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Коллективная поисковая работа (за упражнением 199)

Задача 199 (1) выполнить устно коллективно.

После этого - работа в группах.

• Кто больше найдет прилагательных в тексте:

• Кто сумел найти большее количество прилагательных? Почему?

- Сделайте вывод об употреблении прилагательных в разных типах текстов.

2. Дифференцированное задание

Учащиеся с недостаточной подготовкой выполняют упражнение 200.

Сильные учащиеся готовят упражнение 203.

- Какие дополнения можно внести до выводов, сделанных нами в упражнения 199? (В художественных текстах прилагательные употребляются как в прямом, так и в переносном смысле, а в научно - популярных - только в прямом.)

 

V. Закрепление и систематизация знаний

1. Работа в парах (за упражнением 202)

Один ученик составляет научно-популярный текст, а второй - художественный, обращаясь в случае необходимости к товарищу.

- Кто составил художественный текст? А какой тип текста, его составил...? Докажите.

2. Самостоятельная творческая работа (упражнение 204)

Проверка - индивидуальный опрос.

 

VI. Итог урока

1. Беседа

- За чем мы сегодня наблюдали?

- Что мы увидели?

- Что мы можем рассказать об употреблении прилагательных в языке и различных типах текста?

2. Инструктаж по выполнению домашнего задания

 

VII. Домашнее задание

Упражнение 201.