Урок 51
Тема. Употребление прилагательных в художественных произведениях и в научно-популярных текстах
Цель: учить учеников различать текст по их стилистическим признакам, правильно употреблять прилагательные в текстах согласно с их целью; развивать речь детей, их творческий потенциал; воспитывать интерес к изучению родного языка.
Оборудование: карточки с текстами, рисунок дятла.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
1. Работа с упражнением 198
2. Работа со словарным словом Игра «Умей слушать и слышать»
Учитель четко произносит группу словарных слов с интервалом 5-8 секунд, чтобы ученики успевали проговорить каждое слово. Потом слова записывают и проверяют.
Инженер, километр, фанера, фартук.
Государство, строй, океан, зимой, сначала.
- Какое слово было новым?
- Какая в нем «ловушка»?
- Какие еще слова пишутся по этому правилу?
- Запишите слово в словарики.
3. Тест с взаимопроверкой (с доски)
I вариант
Создай такие словосочетания с существительными, чтобы прилагательные приобрели переносного значения.
Теплый, острый, сладкий, чистый.
II вариант
Спиши, вместо пропусков вставь прилагательные-антонимы.
Согласные бывают__________________ и__________________.
Гласные в словах бывают__________________ и__________________.
Реки бывают__________________ и__________________.
Звезды бывают__________________ и__________________.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
- У вас на партах лежат карточки с текстами. Прочитайте их, определите тему и цель каждого.
КАЛИНА
Калина распространена в Украине. Из ее плодов изготавливают соки. Сок ягод калины улучшает аппетит. Плоды этого растения широко используют при лечении простудных заболеваний.
КАЛИНА
Мы живем в Украине и любим ее хорошую и певучую речь, ее прекрасных людей, ее пышную природу. Наша земля красива и щедра. Растет и рожь, и овощи, цветут цветы. Но особую любовь вызывает у нас калина. Растет она в тенистых лесах, в соловьиных рощах и дубравах. Сажают калину и возле домов, чтобы весной белым пышным цветом радовала, а зимой целебными ягодами от простуды лечила.
- Что вы можете рассказать про эти тексты?
III. Объявление темы и цели урока
- Сегодня мы расширим свои представления о научно-популярные и художественные тексты, а также поговорим о употребление прилагательных в различных типах текста.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Коллективная поисковая работа (за упражнением 199)
Задача 199 (1) выполнить устно коллективно.
После этого - работа в группах.
• Кто больше найдет прилагательных в тексте:
• Кто сумел найти большее количество прилагательных? Почему?
- Сделайте вывод об употреблении прилагательных в разных типах текстов.
2. Дифференцированное задание
Учащиеся с недостаточной подготовкой выполняют упражнение 200.
Сильные учащиеся готовят упражнение 203.
- Какие дополнения можно внести до выводов, сделанных нами в упражнения 199? (В художественных текстах прилагательные употребляются как в прямом, так и в переносном смысле, а в научно - популярных - только в прямом.)
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Работа в парах (за упражнением 202)
Один ученик составляет научно-популярный текст, а второй - художественный, обращаясь в случае необходимости к товарищу.
- Кто составил художественный текст? А какой тип текста, его составил...? Докажите.
2. Самостоятельная творческая работа (упражнение 204)
Проверка - индивидуальный опрос.
VI. Итог урока
1. Беседа
- За чем мы сегодня наблюдали?
- Что мы увидели?
- Что мы можем рассказать об употреблении прилагательных в языке и различных типах текста?
2. Инструктаж по выполнению домашнего задания
VII. Домашнее задание
Упражнение 201.