Урок 49
Тема. Повторение изученного об прилагательное как часть речи. Наблюдение за ролью прилагательных в речи
Цель: проанализировать знания, умения и навыки, проявленные учениками во время контрольной работы; актуализировать знания об прилагательное и его значение в речи; развивать умение сравнивать языковые явления; воспитывать любовь к художественной речи.
ХОД УРОКА
I. Анализ контрольной работы
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
- Выберите из стихотворения (с доски) прилагательные.
Мы любим весну,
зеленую, чудесную,
грімницю в тучи,
и дождик певучий,
и луга широкие,
и реки глубокие,
и поле веселое,
и родные дома,
и цвет у меня -
всю землю свою.
(М. Стельмах)
- По каким признакам вы определили, что эти слова являются именами прилагательными? (Учитель фиксирует на доске ответы детей.)
III. Объявление темы и цели урока
- Сегодня мы начнем знакомство с прилагательным, вспомним, что мы уже знаем об этой части речи, выясним ее роль в языке.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Составление рассказа о прилагательное Игра «Цепочка»
- За опорой, составленной на доске, нам необходимо составить рассказ о прилагательное для учеников второго класса, которые впервые встречаются с прилагательным. Проиллюстрируйте свой рассказ примерами.
Первый ученик начинает, потом называет имя того, кто продолжит рассказ. Учитель обращает внимание на последовательность и логичность повествования.
2. Аналитическая работа (за упражнением 192)
Упражнение выполнить устно коллективно.
- Какую роль играют прилагательные в речи?
3. Коллективная работа с упражнением 191
- Давайте сверим свои наблюдения с мнением Л. Лужецької. Прочитайте его стихотворение в упражнении 191.
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Работа с загадками (за упражнением 190)
Дополнительное задание
Выпишите три словосочетания «существительное + прилагательное». Какое слово является главным в этих словосочетаниях?
2. Творческая работа. Игра «Кто больше?»
Учитель предлагает детям существительное и просит подобрать к нему прилагательные. Кто последний - тот и побеждает.
Например: снег - белый, пушистый, мягкий, холодный, пушистый, тихий и др.
3. Инструктаж по выполнению домашнего задания
VI. Итог урока
- С какой частью речи мы начали сегодня знакомство?
- Обратите внимание на опорную схему, составленную нами в начале урока. Какие уточнения вы внесли бы в нее в конце урока?
Вопрос о прилагательное вы хотели бы задать друг другу? Попробуйте составить творческие вопросы. Поставьте их, кому пожелаете.
VII. Домашнее задание
Упражнение 193 (3), подготовить устное сочинение-миниатюру о прилагательное.