Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ

 

Уроки № 52-53

Тема: Знаки письма. Алфавит. Произношение звуков, обозначаемых буквами г и ґ. Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв і, є, ю, я

 

Цель: углубить знания о знаках письма, алфавит, добиться осознания соотношение звуков и букв в слове; продолжать формировать умение передавать слова звукописью (фонетической транскрипцией), развивать фонематический слух, внимание, память, уточнять и обогащать словарный запас учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник.

Ход урока

И. Проверка домашнего задания.

Работа у доски. Записать предложения. В выделенных словах определить гласные и согласные звуки. Указать согласные звонкие и глухие, твердые и м.

Веселый город Алфавит. В нем каждая буква - это целый мир. В нем каждая буква - живая, из них складываются слова. Желает вам счастливых лет веселый город Алфавит!

Т. Коломиец.

 

II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.

 

III. Изучение нового материала.

Вступительная беседа.

· В чем заключается различие между устным и письменным вещанием?

· Как обозначаются звуки речи на письме?

· Что является предметом изучения фонетики? Что изучает графика?

· В чем заключается различие между звуком и буквой?

· Какие знаки письма, кроме букв, вам известны?

· Для чего употребляются апостроф, знак ударения, дефис?

· Что называется алфавитом (азбукой, азбукой)?

· Почему знание алфавита необходимо?

Работа с учебником.

Проработка теоретического материала (с. 118).

 

ИV. Выполнение упражнений на закрепление.

Записаны на доске названия городов переписать по алфавиту.

Ужгород, Борисполь, Киев, Шацк, Богуслав, Шепетовка, Прилуки, Чернигов, Сумы, Феодосия, Золотоноша, Луцк, Евпатория, Черкассы, Житомир, Одесса, Кировоград, Ялта, Харьков, Львов, Тернополь, Черновцы, Винница.

Работа с учебником. Выполнение упражнения 316 (устно).

Слова прочитать по алфавиту.

Наташа, Нестор, совещание, небосвод, возможность, надпись, приказ, новость, небесный, нора, населения, Надежда.

Прочитать скороговорки, правильно произнося [г] и [г].

Гляньте: шишка вон какая в гультяяки гуся!

Гусь гневается: «Горе! Шишки заживают не скоро...

Га-га-хороший, хоть куда!

Го-го-хватит, прочь иди!

Т. Коломиец.

Гава очень любит кофе -

черная гава черный кофе,

черная-черная гава с ворон -

черный-черный кофе с кофе;

уже и в зернах употребляла -

зерна кофейные жевала.

Попила ее, поила!

С кофе гава и почернела.

О. Пахарь.

Пуговица, пуговица розгойдався, с ниточки оборвался,

Упал на лук, набил себе шишку.

Караул!

И. Малкович.

Работа у доски. Записать предложения. Выделенные слова передать звукописью (фонетической транскрипцией).

Зубр в лесу на галяві разглядывал черную rаву. (Есть. Гуцало.) В этот день rазда в сарай составляет rринджоли и на солнышко впервые выставляет пчелы. (Д. Белоус.) И счастье в том, что небеса вверху есть, а родной rпочва внизу и холодит, и греет. (По П. Вороньком.)

Словарь.

Сарай - хозяйственное помещение для содержания домашних животных или хранения сельскохозяйственного инвентаря. Газда - хозяин. Гринджолы - маленькие сани, санки. Грунт - земля.

 

V. Изучение нового материала.

Работа с учебником.

Обработка таблиц «Соотношение звуков и букв» и «Звуковое значение букв» (с. 120).

 

VИ. Выполнение упражнений на закрепление.

Работа с учебником. Выполнение упражнения 323 (письменное).

Работа у доски. Записать слова, выделить в каждом звуки и буквы. Объяснить, почему звуков больше, чем букв. Выделенные слова передать фонетической транскрипции.

Щедрый, езда, щебет, их, счастье, источник, звонкость, джунгли, шмель, rедзь, семья, ясный.

Прочитать скороговорку. Свыяснить количество букв и звуков в выделенных словах.

Едет, едет ежик, ежик-лесовичок,

Едет, едет к змее - проганятиме ее.

Т. Коломиец.

 

VII. Изучение нового материала.

Работа с учебником. Проработка теоретического материала по учебнику (стр. 122).

 

VIIИ. Выполнение упражнений на закрепление.

Работа с учебником. Выполнение упражнения 332 (письменное).

Переписать слова. Подчеркнуть те, в которых буквы я, ю, є, ї обозначают два звука. Выделенные слова передаты фонетической транскрипции.

1. Ягодка, яровина, юбилей, пьеса, двор, Раиса, Яков, Юлия, Ефим, края, смеяться, играет.

2. Читают, знают, собирают, помогают, строят, ясность, юность, думают, радуются, яркость, ясонька, ялинонька.

Работа с учебником. Выполнение упражнения 327 (устно).

Переписать, на месте точек вставляя пропущенные буквы. Определить и подчеркнуть слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Объяснить такое расхождение.

На дер..во д..высь, как родит, а на человека, как делает. Ешь п..рог с гр..бами, д..ржавчины язык за зубами. Маленькая работа лучше в..большой безделья. Этот любит чужие борщи пробо вать. Пустую посуду издали выз..нить. Не всякая сте..ка без спор..ша, не у каждого человека добрая душа.

Народное творчество.

 

IX. Подведение итогов урока.

Дополнительные упражнения.

Обучающие диктанты. Подчеркнутые слова записать фонетической транскрипцией. В указанном учителем предложении подчеркнуть члены предложения.

1. Учится сентябрь читать, учится складывать буквы. Засмеялся хитро ветер: «А склады ты «осень» из букв!» Ударил сентябрь тревогу: «Кто придет на помощь?» Огурец сказал ему учтиво: «О» я отдам бесспорно, раз оказия такая!» Стала горка из огурца. Здесь рассвета нагодилось, также вежливо уклонилось: «С» охотно отдаю, потому приветствием я становлюсь». Целое «др» индюк принес в подарок: «Прошу, дружище!» Дык, кабан большой очень, напрямик пошел в лес. Вещает сентябрь к себе: «Еще мкакого знака надо!» И подходит к лошади: «Дайте знак помякшення!» «Что ж, бери!» - проговорил конь, и с коня сделался кон... «Осень» - сентябрь читает и от радости аж сияет. (О. Сенатович; 98 сл.)

2. Хитроумный тот удав телом буквы складывал. Проглотит, было, ягненок и составляет телом “я”. Дикобраза сест и составит тело буквой “д”. А жирафа съест и уже гороижится, как “же”. Но вот однажды он проглотил индюка. И сразу затеялась такая катавасия! Надо “и” ему сочинять. Только где ту точку взять? “И” без точки не годится, “и” без точки - единица. Но мужественный был смельчак находчивый Удав. Попросил он, и охотник голову ему срубил. Расправил охотник тело, рядом голову положил... Получилось “и”, как и хотел он, как Удав завещал. (И. Светличный; 86 сл.)

Cловник.

Оказия - странный случай, непредвиденное событие, происшествие. Катавасия - суета, печальвует, беспорядок, кавардак, буча, сумбур.

 

Х. Домашнее задание.

§ 15, упражнение 317.