Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ

 

Урок № 51

Тема: Звязне речи. Особенности строения описания. Устный выборочный пересказ описания предмета

 

Цель: объяснить особенности строения описания предмета; формировать умение трансформировать полученную информацию, воспроизводя ее выборочно си сохранением стиля исходного образца; формировать умение использовать языковые средства с соблюдением норм литературного языка; уточнять и обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое и образное мышление, внимание, память, чувство слова.

Оборудование: учебник.

Ход урока

И. Сообщение цели и задач урока.

 

II. Подготовка к работе над выборочным пересказом.

Работа с учебником. Молчаливое чтение текста, представленного в упражнении 349.

Объяснение учителя.

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ

Описание - это высказывание, в котором говорится о признаках предмета. Эти признаки постійни или одни. В описании говорится о признаках всего предмета и о признаках его частей. К описанию можно задать один из таких вопросов: какой? какая? какое? какие?

То, что описано с помощью слов, всегда можно изобразить с помощью других средств: карандашей, красок, фломастеров и т.д или же зафиксировать с помощью фотоаппарата.

«Известным» в предложениях описания является название предмета или его частей. «Новым» является признак.

Например:

В Н Н Н В Н

Роза розовая, ароматная, очень красивая. Домик деревянный,

Н Н В Н

старенький, весь перехняблений. Ранец был какой-то здоровенный,

Н Н Н

изрядно поношенный, весь потертый и словно воронами побитый.

Работа у доски. Переписать предложения. Объяснить, можно ли считать их предложениями описательного характера (можно из подобных предложений составить описание предмета)? В каждом из предложений обозначить «известное» и «новое».

Образец.

  В Н Н Н Н В

Кленовые листья большое и широкое, имеет большие острые выступы по краям. (С підручн.)

Полотенце - льняную, вышитую, цветастый. (Из журн.) Кто не пробовал кутьей? Это каша пшеничная или ячменная, очень сладкая и ароматная. (С довідн.) Кукушка - птицы сіробока, какая-то іржаста, и какая-то рыжая. (Есть. Гуцало.) Ягоды бузины ярко-красные, сочные, однако неприятные на вкус и на запах. (С підручн.) Я помню эти барвинки весной. Они голубые, буйные, небоокі. (И. Драч.)

 

ИII. Работа над выборочным пересказом.

Чтение текста учителем.

Выяснение значения употребленных в тексте перевода слов, которые находятся в пассивном словаре учащихся.

Определение темы и главной мысли текста.

Определение стиля текста. Выяснение положенного в его основу типа речи (в данном случае рассказы) и вспомогательного типу речи (описанию предмета).

Коллективное составление плана описания предмета.

Повторное чтение учителем текста.

 

ИV. Устный перевод учениками части текста (описания предмета) по плану.

 

V. Подбиття итогов урока.

 

VИ. Домашнее задание.

Упражнение 350 (устно).

Тексты для перевода

1. Сундук

У моей бабушки Анны в сарае над погребом стоял сундук. Она досталась бабушке от моего прапарадіда, вернее, от его жены.

Сундук была немалая. Она имела прискринок для денег, кораллов, для ниток и иголок. Сундук был на колесиках, кованная железом снаружи и красиво покрашены внутри. По стенкам были нарисованы цветы. А на полупаному возраста сундуки сияла целая картина. На ней был казак Мамай с кобзой. Картина совсем не почернела от копоти и времени.

Мне исполнилось тогда лет пять, я частенько прятался на дне сундука и не сводил глаз с помальованого вика. Тогда я погружался в волшебный мир сказки, которого я не забуду никогда в жизни, потому что верю, что тропа к образу Мамая не зарастет никогда...

Сундук был не так уж и трухлявая, только сильно рассохся. (По А. Ильченко; 124 сл.)

· Объяснить значение слов прискринок, кораллы, вика, кобза.

· Объяснить значение выражений почернеть от копоти времени; не сводить глаз, окунуться в мир сказки, тропа не зарастет никогда.

· Подобрать антонимы к словам внутри, погреб; синонимы слов полупаний, трухлявый.

· Указать слова, употребленные в переносном значении в словосочетаниях сияла картина; копоть времени; мир сказки.

· Составить план описания сундуки (ориентировочный: 1. Сундук была немалая. 2. Прискринок. 3. Сундук на колесиках. 4. Кованная железом снаружи. 5. Как была окрашена сундук. 6. Картина не почернела от времени. 7. Сундук был не очень трухлявая.)

· Записать на доске: полупане веко; сияла картина; не почернела от копоти и времени.

 

2. Грибы

В лесу не только земля, но и дерево пахнет грибами. Здесь шуметь нельзя, потому что гриб испугается человеческого голоса и уйдет в землю.

Вот стоят два похожих, как близнецы, подосиновики. Они такие молоденькие, что их картузики не успели відліпитись от крепких толстеньких ножек.

А что делается за ними! На купинці стоит нибудь эдакое красноголовище! Шапка на нем перебакирилась, размером она будет не меньше полумиска, а ножка толщиной с мою руку. Такого еще никогда не видел!

Я подбегаю к нему, примеряюсь со всех сторон, любуюсь. Дальше осторожно срезаю и кладу на шляпу, ибо в брыль его шапка не влезает. Будет чем похвастаться дома!

А вон проклюнувся грибочек, у него еще и ножки нет, а шапочка даже не успела покраснеть. Это малыш пусть еще растет, ума и тела набирается. За ним можно прийти и завтра.

Я насобирал полную сумку, еще и брыль подосиновиков. В село возвращался, словно победитель. (По М. Стельмахом; 146 сл.)

· Объяснить значение слова купинка (горбик на лугу или болоте, поросший травой или мхом); указать слова, употребленные в переносном значении, и раскрыть это переносное значения в выражениях на грибе шапка перебакирилась; проклюнувся грибочек; пусть гриб ума и тела набирается.

· Подобрать синонимы к словам шуметь, проклюнувся (гриб).

· Составить план описания грибов (ориентировочный: 1.Красноголовці похожи, как близнецы. 2.Картузики не відліпились от молодых ножек. 3. Красноголовище на купинці. 4. Шапка величиной с тарелку. 5. Ножка толщиной с руку. 6. Даже в брыль такая шапка не влезает 7. Малыш без ножки).

· Сделать по плану выборочный пересказ: описание грибов (устно).