II СЕМЕСТР
УРОК 51
Тема. Весна. Мамин праздник. Составление диалога по рисунку. Инсценировка «Поздравь маму». Звуковой анализ слова цветы
Цель: учить учащихся определять признаки весны на основе стихотворений, картин, собственных наблюдений; развивать умение составлять тексты; воспитывать любовь к природе, чувства благодарности и любви к маме.
Оборудование: аудиозапись песни о маме; детские рисунки к празднику 8 Марта, «лучи» с изображением картинок (солнышко, цветок, ласточка и т. д.); иллюстрации к картине «Поздравим маму»; картинки весенних цветов; фишки с обозначением звуков.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Слово учителя
— Посмотрите на картины. Каждое время года красиво по-своему. Многие считают весну самой красивой, потому что все вокруг оживает, мир наполняется пением птиц, цветут сады. Весну называют звонкой, весёлой, волшебницей-певуньей. Звучит запись пения птиц (соловья, жаворонка).
2. Работа со стихотворением Л. Аграчева «Весна»
Весело аукнула
Из лесу весна,
Ей медведь откликнулся,
Проурчав со сна.
Поскакали зайки к ней,
Прилетел к ней грач;
Покатился ёжик вслед,
Как колючий мяч.
Всполошилась белочка,
Глянув из дупла,—
Дождалась пушистая
Света и тепла!
Гордо приосанился
Просветлевший бор;
На ветвях коричневых
Грянул птичий хор.
— Как автор говорит о весне?
— Кто ей откликнулся?
— Какие ещё звуки к ней пришли?
— Как вы думаете, почему? (Все с нетерпением ждут весну.)
3. Декламирование стихотворений о весне
— А теперь давайте вспомним, какие стихотворения мы выучили. (2-3 ученика рассказывают стихотворения наизусть.)
— Кто-нибудь знает другие стихотворения о весне? Расскажите!
III. Сообщение темы и задач урока
— Сегодня мы поговорим о маме, самом дорогом и любимом человеке. Ведь самый первый месяц весны приносит нам добрый и светлый праздник — 8 Марта. О маме сложено немало песен и стихотворений, пословиц и поговорок. С некоторыми из них мы познакомимся на уроке.
IV. Работа по теме урока
1. Сообщение учителя
— Март — первый весенний месяц. Весна — это тепло, голубое небо, ясное солнце. Весна — это первые цветы, зелёная травка. Это тёплый дождик, весёлые песни птиц. Это первый гром.
Весна — это мамин праздник. Самое главное для детей весной — это поздравить мам с праздником весны. Ребята готовят подарки: ласковую песню, добрые стихи, весёлые игры и шутки, красочные открытки.
Мама! Самое понятное слово на земле. Оно звучит одинаково нежно на всех языках мира. У мамы самые нежные и ласковые руки, самое доброе и чуткое сердце, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было человеку лет — 5 или 50 — ему всегда нужна мама.
— В народе говорят: «Материнское сердце — как летнее солнце».
2. Работа со стихотворениями о маме
— О маме сложено множество стихотворений. Ей посвящены самые нежные песни.
От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.
Мы любим её, как надежного друга,
За то, что у нас с нею всё сообща.
За то, что когда нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть у родного плеча.
Н. Саконская
3. Слушание песни о маме
По выбору учителя: «Мамина песенка» М. Пляцковского, «Мы запели песенку» Л. Мироновой, «Песня о маме» М. Садовского.
4. Рассказы учащихся о своих мамах
— Расскажите о своей маме. (По желанию высказываются 2-3 человека.)
— Ребята, скажите, а какие поздравления вы приготовили своим мамам? (По желанию высказываются 2-3 человека.)
5. Инсценировка «поздравь маму»
6. Игра «Солнышко»
Комментарий: учащиеся подходят и заполняют «лучи» картинками: солнышко, цветочек, ласточка и т. д.
7. Составление связных высказываний (по сюжетному рисунку)
— Какой праздник приближается?
— Чей это праздник?
— Что делают папа с сыном?
— Что папа дарит маме?
— Что приготовил сын для мамы?
8. Игра «Сложи букет из весенних цветов»
На доске — иллюстрации с изображением весенних и осенних цветов.
9. Звуковой анализ слова цветы
[ц] — согласный, твёрдый
[в'] — согласный, мягкий
[и] — гласный, безударный
[т] — согласный, твёрдый
[ы] — гласный, ударный
— Повторите за мной: [цв'иты].
— А теперь — по звукам: [ц], [в'], [и], [т], [ы].
— Давайте вместе посчитаем, сколько звуков в этом слове. (Выстраивается звуковая модель.)
— Кто может составить предложение по схеме?
— Сколько слов в этом предложении?
— С какой буквы пишется первое слово в предложении? Что ставится в конце предложения?
V. Итог урока
— О ком мы говорили сегодня на уроке?
— Почему мама — самый родной человек в жизни каждого из нас?