Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

II СЕМЕСТР

 

УРОК 48

Тема. Развитие письменной речи. Составление 2-3 предложений о случае из жизни

 

Цель: учить учащихся описывать ситуацию, составлять план рассказа, пересказывать текст; продолжать учить составлять предложения на определенную тему; способствовать обогащению и активизации словарного запаса учеников; развивать творческие способности; воспитывать культуру оформления письменных работ.

Тип урока: урок развития речи.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Сообщение темы и цели урока

 

III. Мотивация учебной деятельности учащихся

 

IV. Актуализация опорных знаний учащихся

Упражнение № 1

Ученикам предлагается рассмотреть рисунок. (М. В. Коченгина. Живой родничок. 2 класс, с. 31)

Вопросы к рисунку

— Где гуляет мальчик с мамой? (В зоопарке)

— А любите ли вы бывать в зоопарке? (Да)

Учащиеся рассказывают о своем первом посещении зоопарка.

Для того чтобы им было легче составить рассказ, учитель предлагает составить план или задает наводящие вопросы.

План

1) Меня привели в зоопарк.

2) Животные в зоопарке.

3) Животное, которое мне больше всего понравилось.

4) Я люблю приходить в зоопарк.

 

V. Формирование опорных знаний учащихся

— Прогулка по зоопарку — очень увлекательное и интересное занятие. Для многих это остаётся очень ярким впечатлением на всю жизнь, и они с удовольствием об этом рассказывают.

Упражнение № 2

Ученикам предлагается прочитать рассказ Геннадия Снегирёва «Пеликан» и составить по нему план.

ПЕЛИКАН

Когда я был совсем маленький, пошли мы с мамой в зоопарк. Мама купила мне булку.

— Будешь,— говорит,— зверей кормить.

Я кусочки от булки отщипывал и давал всем зверям.

Верблюд свой кусочек съел, вздохнул и мою ладонь полизал — видно, не наелся; но я ему больше не дал: другим зверям тогда не хватит.

Медведю кинул кусочек, а он лежит в углу и булки не замечает. Я ему кричу:

— Мишка, ешь!

А он на другой бок перевернулся, как будто не слышит.

Всю булку отдал зверям, осталась одна горбушка. Мама говорит:

— Пойдём домой, звери уже устали, хотят спать. Пошли мы к выходу.

— Мама,— говорю,— ещё горбушка осталась, нужно дать её пеликанам.

А пеликаны живут на озере. Мама говорит:

— Ну, беги скорее, я тебя здесь подожду.

Прибежал я к пеликанам, а они уже спят. Столпились на берегу и спрятали головы под крылья.

Только один пеликан не спит, стоит около дерева и перед сном умывается: чистит пёрышки. Клюв большой, а глазки маленькие и хитрые.

Просунул я ему горбушку через решётку.

— Скорей,— кричу,— ешь, а то меня мама ждёт!

Пеликан перестал умываться, посмотрел на горбушку, медленно ко мне подошёл и ка-ак клюнет!

Не успел я руку отдёрнуть, он её вместе с горбушкой схватил.

Я закричал, а он руку выпустил, клюв вверх поднял и проглотил горбушку.

Посмотрел я на руку, а на ней царапина. Это пеликан руку оцарапал, хотел её вместе с горбушкой проглотить.

— Чего ты стоишь, иди скорей! — зовёт меня мама. А пеликан за дерево спрятался.

Мама меня спрашивает:

— Булку отдал пеликану?

— Отдал,— говорю.

— А что ты держишь в кармане?

— Ничего, просто так.

А это я оцарапанную руку в карман спрятал, чтобы мама не увидела.

Пришли мы домой. Мама так и не заметила, что меня пеликан укусил, а я маме про это не рассказываю — боюсь, а вдруг она пеликана бранить будет, чтоб зря не клевался.

 

Вопросы к рассказу

— С кем мальчик пошёл в зоопарк?

— Что мама купила мальчику? Зачем? (Булку, чтобы кормить зверей)

— Кого из зверей мальчик угощал булкой? Найдите ответ в тексте. (Верблюда, медведя, пеликана)

— Почему пеликан клюнул мальчика в руку? (Мальчик, протягивая пеликану булку, не успел отдёрнуть руку.)

— Почему мальчик не рассказал маме о том, что пеликан поранил ему руку? (Боялся, что мама будет бранить пеликана.)

Составление учащимися плана к рассказу «Пеликан».

План

1) Мальчик с мамой пришли в зоопарк.

2) Мальчик угощает булкой зверей.

3) Мальчик решил отдать остатки булки пеликанам.

4) Мальчик угощает пеликана.

5) Пеликан поранил руку мальчика.

6) Мальчик и мама вернулись домой.

 

VI. Самостоятельное составление предложений

Упражнение № 3

Учащимся предлагается прочитать план и составить по нему 2-3 предложения о своем посещении зоопарка.

План

1) С кем ты ходил в зоопарк?

2) Каких животных ты видел в зоопарке?

3) Какое животное понравилось тебе больше всего? Почему?

 

VII. Подведение итогов. Чтение и обсуждение работ учащихся

Рефлексия

Учитель. Оцените свою работу по шкале «Творчество». Если удалось рассказать, о чем хотели, поставьте знак наверху шкалы, если старались, но не всё получилось,— на средней части шкалы, если вам было трудно составить рассказ, поставьте отметку на нижней части шкалы.

При наличии времени учащиеся иллюстрируют рассказ.