Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 9 НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ И КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

 

Понятие о невербальную коммуникацию

 

Наряду со словесными средствами - языковыми - на культуру общения влияют жесты собеседников, интонация, паузы, движения тела и т.д. Если раньше как в теоретическом, так и в практическом аспекте невербальной коммуникации отводилась вспомогательная, второстепенная роль по сравнению с вербальной, то за последние десятилетия интерес различных наук и отраслей психологии к изучению именно этого вида общения все повышается. Причин этому много. Одна из них - протест человечества против образа “рационального человека”, имидж которой создан.

Невербальная (несловесная) коммуникация - это система знаков, используются в процессе общения и отличаются от языковых средствами и формой проявления. Научными исследованиями, в частности, доказано, что за счет невербальных средств происходит от 40 до 80% коммуникации [9]. Причем 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позу, жесты, а 38% - через интонацию и модуляцию голоса [7].

Почему еще до недавнего времени недооцінювалось значение этого вида общения? Одна из причин заключается в том, что невербалика чаще всего проявляется на бессознательном уровне, а люди знают об этом мало и не умеют ее адекватно распознать. В то же время именно невербалика несет более правдивую информацию, чем вербальные средства. С ее помощью передаются эмоции, отношение субъектов друг к другу, к содержанию разговора.

Вербальные и невербальные средства общения могут усиливать или ослаблять взаимодействие. Поэтому интерпретировать эти сигналы нужно не изолированно, а в единстве с учетом контекста. Также желательно развивать способность читать невербальные сигналы, которые нередко самопроизвольно передает другим наше тело. Так, если собеседник говорит одно, а невербальные средства свидетельствуют о другом, то есть разные сигналы не являются конгруентними, можно предположить, что субъект что-то скрывает или просто говорит неправду. Характерно, что в основном люди отдают предпочтение именно той информации, которую получают через невербалику.

Разные люди реагируют неодинаково на невербальные сигналы. Одни чувствительны к ним, остальные либо ничего не знают об этом сферу коммуникации, или не имеют опыта их фиксации и расшифровки. Считается, что женщины более способны к восприятию и интуитивного понимания невербальных средств, чем мужчины. Развития этой способности способствует прежде всего общение матери с ребенком. Первые годы после рождения ребенка мать и малыш пользуются преимущественно невербальными сигналами. Из всех средств общения они появляются первыми и становятся важной основой развития ребенка [6, с. 58]. Однако большинство невербальных средств приобретенные человеком за его жизнь и обусловлены социо-культурной средой.

Целесообразно заметить, что невербальная коммуникация действительно зависит от типа культуры. Существуют, конечно, жесты, экспрессивные сигналы, которые почти одинаковы у всех народов (улыбка, сердитый взгляд, нахмуренные брови, качание головой и т.п.). В то же время достаточно много невербальных средств, привычек, которые приняты только одной нацией. Известны невербальные сигналы, что у разных народов несут разную информацию. Например, большинство европейских народов передают согласие, качая головой сверху вниз. Болгары этим жестом передают несогласие, японцы - лишь подтверждают, что внимательно слушают собеседника. Популярный жест “круг”, образованное пальцами руки, большинством англоязычных народов, а также в Европе и Азии применяют с целью передача информации о том, что все хорошо, все правильно. Но во Франции, например, этот жест означает “ничего”, в Японии - “деньги”.

Особенности невербальной символики, как и вербальной, влияют кроме указанных также другие факторы. Известно, что социальное положение человека, его престиж зависят от количества жестов, которыми она пользуется. Если субъект занимает высокое социальное положение, он, как правило, пользуется преимущественно языковыми средствами. Человек, которая менее образованный и имеет более низкий профессиональный статус, в разговоре чаще возлагается на жесты, а не на слова. В общем чем выше социально-экономическое положение человека, тем меньше у нее развита жестикуляция и беднее телодвижения для передачи информации.