Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 8 ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

 

Особенности речевого этикета

 

Культура говорения тесно связана с речевым этикетом, то есть с правилами приветствия, знакомства, прощания, благодарности, извинения, приглашения, одобрение и т.д. Люди, как правило, негативно реагируют на нарушения производимых обществом формул этикета.

Для того чтобы деловое общение было эффективным, важно, чтобы его участники обязательно обращались друг к другу на “Вы” (как до сотрудников, так и клиентов). Такое обращение - необходимый инструмент поддержания нормальных служебных отношений и трудовой дисциплины в коллективе и установление партнерских отношений с клиентами. В обязательном порядке следует обращаться к другому на его имя и отчество. Вовремя высказанное слово “спасибо” может стать не менее эффективным, чем денежная премия. О служебный этикет уже говорилось. Добавим лишь, порой эффективность общение будет зависеть и от того, каким голосом (низким или высоким) разговаривает человек, который имеет дикцию, акцент и др. [13].

Болезнью нашего времени является многословие. Почти каждому человеку кажется, что он знает больше и умеет что-то сделать лучше, чем другой, поэтому ей хочется говорить самой. Только воспитанный человек чувствует, когда надо говорить, а когда слушать других, даже тех, кто ее критикует.

Следовательно, речевой этикет - это сложная система языковых знаков, опирающееся на моральные правила и требования и указывает на отношение как к другим людям, так и к себе. Культура общения - не просто культура выбора эффективных стратегий и тактик, в основе которых лежат гуманистические коммуникативные установки, знания и умения. Это также результат применение правил конструирования сообщений, говорение и слушание, это активное использование правил и норм гуманистической этики, постоянное соблюдение требований служебного этикета.

Висновки

 

• Речевое общение или вербальная коммуникация - это общение, когда как знаковую систему используют речи, словесные средства.

• Механизм речи содержит три блоки: восприятия, внутренняя речь и говорение.

• Культура речевого общения имеет две составляющие - культуру говорения и культуру слушания.

• Культуру речи в значительной мере определяют индивидуальные особенности коммуникатора и использование им логико-психологических правил конструирования сообщений.

• Культура слушания - это активная деятельность, которая предполагает умение молчать и использовать вербальную связь с собеседниками с целью достижения взаимопонимания и решения коммуникативной проблемы (нерефлексивне и рефлексивное слушание).

• Культура говорения - это знания составляющих коммуникативного акта и умение его применять в процессе убеждающего и личностного влияния, передачи информации и формирования соответствующих установок, позиций, мнений.

• Речевой этикет - это сложная система языковых знаков, опирающееся на моральные правила и требования и указывает на отношение как к другим людям, так и к себе.

 

Список использованной и рекомендуемой литературы

 

1. Атеатер И. Я вас слушаю: Пер. с англ. - М., 1984.

2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. - 3-е изд.- М., 1972.

3. Вацлаеик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. - М., 1988.

4. Кисарчук 3. Г. Диалог младших школьников в процессе совместного решения мыслительных задач / / Тез. науч. сообщ. сов. психологов СССР к VI Всесоюз. съезду о-ва психологов. - М., 1983.

5. Кучинский Г. М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач // Проблема общения в психологии. - М., 1991.

6. Латыное В. В. Речевое воздействие в условиях публичной дискуссии (на материале парламентских выступлений) // Психол. журн.- 1984.- № 1.

7. Некрасова Ю. Б. Основные принципы коррекции нарушения речевого общения // Вопр. психологии.- 1986.- № 5.

8. Павлова И. Д. Коммуникативная семантика речи // Психол. журн.- 1991.- N° 2.

9. Поустою Е. Американский этикет. - К.; Тернополь, 1991.

10. Проблемы речевого воздействия на аудиторию в зарубежной социально-психологической литературе / Под общ. ред. Б. П. Фирсова, Ю. А. Асеева. - Л., 1973.

11. Речевое воздействие. Проблемы прикладной психолингвистики // Под ред. А. А. Леонтьева. - Л., 1972.

12. Ушакова Т. Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека и общение. - М., 1989.

13. Шеломенцев В. Н. Этикет и культура общения. - К., 1995.