Лекция 8 ВЕРБАЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
Особенности речевого этикета
Культура говорения тесно связана с
речевым этикетом, то есть с правилами приветствия, знакомства, прощания,
благодарности, извинения, приглашения, одобрение и т.д. Люди, как правило, негативно
реагируют на нарушения производимых обществом формул этикета.
Для того чтобы деловое общение было
эффективным, важно, чтобы его участники обязательно обращались друг к другу на
“Вы” (как до сотрудников, так и клиентов). Такое обращение - необходимый
инструмент поддержания нормальных служебных отношений и трудовой дисциплины в
коллективе и установление партнерских отношений с клиентами. В обязательном
порядке следует обращаться к другому на его имя и отчество. Вовремя
высказанное слово “спасибо” может стать не менее эффективным, чем денежная премия.
О служебный этикет уже говорилось. Добавим лишь,
порой эффективность
общение будет зависеть и от того, каким голосом (низким или высоким) разговаривает
человек, который имеет дикцию, акцент и др. [13].
Болезнью нашего времени является многословие.
Почти каждому человеку кажется, что он знает больше и умеет что-то сделать лучше,
чем другой, поэтому ей хочется говорить самой. Только воспитанный человек чувствует,
когда надо говорить, а когда слушать других, даже тех, кто ее критикует.
Следовательно, речевой этикет - это
сложная система языковых знаков, опирающееся на моральные правила и требования и
указывает на отношение как к другим людям, так и к себе. Культура общения - не
просто культура выбора эффективных стратегий и тактик, в основе которых лежат
гуманистические коммуникативные установки, знания и умения. Это также результат
применение правил конструирования сообщений, говорение и слушание, это
активное использование правил и норм гуманистической этики, постоянное соблюдение
требований служебного этикета.
Висновки
• Речевое общение или
вербальная коммуникация - это общение, когда как знаковую систему используют
речи, словесные средства.
• Механизм речи содержит три
блоки: восприятия, внутренняя речь и говорение.
• Культура речевого общения
имеет две составляющие - культуру говорения и культуру слушания.
• Культуру речи в значительной мере
определяют индивидуальные особенности коммуникатора и использование им
логико-психологических правил конструирования сообщений.
• Культура слушания - это активная
деятельность, которая предполагает умение молчать и использовать вербальную связь
с собеседниками с целью достижения взаимопонимания и решения
коммуникативной проблемы (нерефлексивне и рефлексивное слушание).
• Культура говорения - это знания
составляющих коммуникативного акта и умение его применять в процессе убеждающего
и личностного влияния, передачи информации и формирования соответствующих
установок, позиций, мнений.
• Речевой этикет - это сложная
система языковых знаков, опирающееся на моральные правила и требования и указывает на
отношение как к другим людям, так и к себе.
Список использованной и
рекомендуемой литературы
1. Атеатер И. Я вас слушаю: Пер. с англ. - М., 1984.
2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики
Достоевского. - 3-е изд.- М., 1972.
3. Вацлаеик П.
Как стать несчастным без посторонней помощи. - М., 1988.
4. Кисарчук 3.
Г. Диалог младших школьников в процессе совместного решения мыслительных задач
/ / Тез. науч. сообщ. сов. психологов СССР к VI Всесоюз. съезду о-ва психологов.
- М., 1983.
5. Кучинский Г.
М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач // Проблема общения
в психологии. - М., 1991.
6. Латыное В. В.
Речевое воздействие в условиях публичной дискуссии (на материале парламентских
выступлений) // Психол. журн.- 1984.- № 1.
7. Некрасова Ю.
Б. Основные принципы коррекции нарушения речевого общения // Вопр. психологии.-
1986.- № 5.
8. Павлова И. Д.
Коммуникативная семантика речи // Психол. журн.- 1991.- N° 2.
9. Поустою Е. Американский этикет. - К.; Тернополь, 1991.
10. Проблемы
речевого воздействия на аудиторию в зарубежной социально-психологической
литературе / Под общ. ред. Б. П. Фирсова, Ю. А. Асеева. - Л., 1973.
11. Речевое
воздействие. Проблемы прикладной психолингвистики // Под ред. А. А. Леонтьева.
- Л., 1972.
12. Ушакова Т.
Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека и общение. - М., 1989.
13. Шеломенцев
В. Н. Этикет и культура общения. - К., 1995.