Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Педагогическая психология: учебное-методическое пособие

Раздел 4

 

4 ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

 

4.2. Социально-психологические особенности семейного воспитательного воздействия

 

Существенное значение для прогноза эффективности семейных влияний на развитие личности ребенка в современной психологической науке приобретает исследование социально-психологических особенностей семьи как малой контактной группы. С точки зрения социальной психологии семья является социальной группой (что соответствует определенным нормам и ценностям конкретного общества), объединенной формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений супругов между собой, детей к родителям, родителей к детям и детей между собой), которые проявляются в любви, привязанности и интимности ее членов.

В современной психологической науке с целью выяснить особенности организации в семье воспитательного процесса принято выделять такие направления ее психологического анализа:

Состав семьи. По этому признаку выделяют полные семьи, в которых дети проживают с обоими родителями, неполные, если нет одного из родителей, и формально полные, когда в семье есть оба родителя, но один из них по каким-то причинам не принимает участия в воспитании ребенка. Понятно, что самые благоприятные психологические условия для полноценной семейной социализации вероятнее всего ожидать от полных семей.

Характеризуя полную семью, необходимо учитывать взаимоотношения, что в ней складываются по типам:

Муж-жена;

родители - дети;

дети - родители;

дети - дети.

Эти структурные характеристики, имея относительную автономность, представляют собой социально-психологическое единство. Полной считается такая семья, которая имеет в наличии все типы взаимоотношений. Реально, однако, семья может быть и неполной. Наиболее распространенной современной формой неполной семьи является семья без супруги, когда только один из родителей (чаще всего мать) воспитывает детей.

Характеристика семьи определяется по критерию: гармоничное или проблемная. Полная семья, что имеет в наличии все типы взаимоотношений, называется полноценной. В большинстве случаев такие семьи в педагогической психологии характеризуются как гармоничные, если внутрисемейные отношения в них соответствуют принципиальные гуманности - формированию и проявлению отношений к другому, как к себе, и к себе, как к другому; предусматривают взаимную щедрость и доброту, уважение и требовательность. Все это обеспечивает благоприятный социально-психологический климат в семье. Следовательно, полнота социально-психологической структуры семьи и существования в ней активных взаимоотношений между всеми элементами такой структуры, строящиеся на принципах взаимозаинтересованности и положительной взаємоприв'язаності, создают психологический фундамент гармоничных отношений в семье. Понятно, что всю полноту таких отношений трудно воспроизвести в условиях неполной или фор-мально полной семьи. Именно поэтому по результатам психологических обследований неполные и формально полные семьи гораздо чаще попадают в разряд проблемных (конфликтных, антипедагогічних, асоциальных).

Типичное состояние (микроклимат семьи) в психологии понимается как характерный для всех членов семьи способ самочувствие в ней, который определяет их отношение к семье. Здесь различают эмоционально комфортные семьи, где дети в основном переживают эмоционально комфортные ощущения защищенности, уюта и дружелюбия их членов, которые, в свою очередь, выступают как внутренний эквивалент гармоничных отношений; тревожные семьи, микроклимат которых чаще всего является проекцией личностных характеристик родителей, и семьи, которым присущ эмоционально-психологический дискомфорт и нервно-психическое напряжение. Как правило, такой микроклимат характерен для проблемных семей с существенными отклонениями общения родителей от норм эффективной педагогической коммуникации.

Стиль семейного воспитания. Как правило, сам стиль определяет в семье систему воспитания, сочетающий объективно существующую и не всегда осознанную конфигурацию целей и задач воспитательной работы с детьми, более-менее цілеспрямова-не применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить по отношению к детям. Своеобразие сочетания родителями в отношении ребенка социальных ожиданий (ожиданий) требований и контролирующих санкций в психологии принято определять как стиль семейного воспитания. По этому признаку выделяются пять стилей или тактик воспитания в семье:

• Авторитарный воспитательный стиль имеет в основе тактику диктата, которая проявляется в систематическом пригнічуванні одними членами семьи (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Безоглядная авторитарность родителей, которая сопровождается систематическим игнорированием интересов и отношение ребенка, лишением ее права голоса при вирішуванні вопросам, которые имеют к ней непосредственное отношение, жесткий приказ, принуждение и произвол родителей - все это гарантия серьезных неудач в формировании личности ребенка. Родители, которые отдают предпочтение таким видам воздействия на ребенка, как приказ и насилие, неизбежно сталкиваются с сопротивлением дить-ны, которая отвечает на нажим, принуждение и угрозы контрмерами: вспышками агрессивности, грубости, ложью, лицемерием, а иногда и откровенной ненавистью. И даже, если сопротивление ребенка сломлено, то вместе с ним ломаются и такие ценные качества личности, как самостоятельность, инициативность, вера в собственные силы и возможности, чувство собственного достоинства, на которые при определенных условиях просто не может быть запроса, а значит и невозможно их развитие.

Демократический стиль семейных отношений (тактика сотрудничества) в основе имеет опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и моральными ценностями. Понимание сотрудничества как тактики воспитания не сводится лишь к ориентации родителей на помощь и поддержку детей в их делах (обучение, осложнения во взаимодействии с окружением, приобретение трудовых или спортивных навыков) и участие детей в домашней труда (посильные уборка, походы за покупками, ухаживание младших детей), хоть это и существенный сторону совместной деятельности детей и взрослых. Такая тактика предполагает взаимопонимание и взаимоуважение взрослых и детей, установление между ними паритетных, партнерских отношений, которые базируются прежде всего на соучастии, т.е. эмоционально действенном включении в дела другого человека, на сострадании, сопереживании и активной помощи ей. Формирование способности к такой соучастия, ответственности за последствия собственной активности ребенка для любящих и уважающих ее родителей является специальным заданием семейного сотрудничества.

Либеральный стиль (тактика невмешательства) предусматривает систему межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей. Чаще всего такой тип взаимоотношений имеет за основу пассивность родителей как вы-хователів, что уклоняются от активного положительного вмешательства в жизнь и судьбу ребенка, отдавая предпочтение комфортному сосуществованию с ними, не требующее душевных затрат. При таких условиях ребенок чаще всего становится индивидуалистом, эмоционально безразличным к проблемам других, для которого семья как эмоциональный магнит является фикцией, а проблемы жизни и переживания родных просто не существуют.

Потуральний воспитательный стиль (тактика опеки и безоглядной любви) предусматривает систему отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и жизненных трудностей, принимая их на себя. При таких условиях искусственного дистанцирования от усилий и ответственности ребенок вырастает вялой и безразличной ко всему, что не касается ее личных интересов. У нее отсутствуют самостоятельность и инициатива, собственный опыт преодоления трудностей. Она так и остается некомпетентной и беспомощной в решении вопросов, которые касаются непосредственного удовлетворения ее потребностей, а тем более общих проблем семьи. Интегральным итогом такой тактики семейного воспитания является инфантилизм детей, их стремление избегать ответственных решений и видов активности, которые требуют от человека мобилизации физических и личностных усилий. В ее сознании прочно укореняется эгоцентрична доминанта, формулой которой выступает такая установка в отношении к людям, которые ее окружают: эгоист каждый, кто не ставит целью своей активности удовлетворения моих потребностей.

• Неустойчивый стиль воспитания предполагает тактику не прогнозируемого перехода родителей от одного стиля отношения к ребенку в другой. Такой подход в воспитании порождает у ребенка двойственное отношение к взрослым, прорастает в ее душе недоверием и отстраненностью от родителей, формирует установки реагировать на форму, а не на содержание их обращения, тенденцию ориентироваться на свои потребности вопреки изменчивым и неустойчивым требованиям родителей, использовать ситуативно-благоприятный эмоциональный фон отношений с отцом или матерью с целью удовлетворить свои индивидуалистические потребности.

Таким образом, только демократический стиль родительского отношения к детям признается ныне безоговорочно педагогически продуктивной тактикой семейного воспитания. Все остальные стили приводят к определенным нарушений семейного воспитания и рассматриваются как предпосылка возникновения различных проблем развития личности ребенка в семье.

В обобщенном виде влияние некоторых особенностей стиля семейного воспитания (слов, предписаний, инструкций и образцов поведения) на формирование психологической позиции ребенка представлены в табл.

 

Таблица

Влияние факторов семейного воспитания на формирование психологической позиции ребенка

№ пор.

Внешние факторы воспитания

Психологические позиции (варианты личности и судьбы)

1

Подтверждение от взрослых "нехорошести" ребенка

"Я - нехороший, Другие - хорошие" (комплекс неполноценности) Кредо: " Моя жизнь не много стоит"

Варианты: пассивное переживание неудач; стремление усовершенствовать себя с помощью каких-то предметов (внешняя преимущество за счет модной одежды, автомобиля и т.п.); стремление усовершенствовать себя за счет достижения успеха в карьере, спорте (внешняя превосходство)

2

Отвержение ребенка Противоречащая поведение родителей

Жесткие наказания

"Я - нехороший, Другие-плохие" (полная безнадежность).

Кредо: "Жить вообще не стоит!" Варианты: неудачи; алкоголизм, наркотики; самоубийство

3

Побои

Распущенность ребенка

"Другие-плохие, Я - хороший" Кредо: "Чужую жизнь не много кош-туе!"

Варианты: жертва (все плохие); желание делать больно другим: вербальная (критика других) или физическое (избиение, убийства); желание распоряжаться другими (стремление к власти)

4

Утверждения взрослых о положительные черты ребенка Принятие ее такой, какой она есть

Развитие у ребенка усилий к самосовершенствованию, принятию ответственности за свою жизнь, социального интереса и продуктивного подхода к неудачам: "Не получилось, то попробуй иначе"

"Я - хороший, Другие - хорошие, Жизнь - хорошее"

Кредо: "Жизнь стоит того, чтобы жить!"

Для того, чтобы стать победителем, необходимы сознательные действия и целеустремленность

Нарушения семейного воспитания в психологии понимается как устойчивое сочетание определенных черт воспитания, что приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Для анализа нарушений воспитания перспективно руководствоваться такими критериями:

уровень протекции (т.е. сколько сил и времени уделяют родители воспитанию ребенка); здесь различают:

гіперпротекцію как чрезмерное внимание к проблемам воспитания ребенка;

гіпогіротекцію как недостаточное внимание со стороны родителей в воспитательных проблем;

степень удовлетворения потребностей (в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей ребенка); речь идет о:

попустительство - стремление родителей к максимальному и некритического удовлетворения потребностей ребенка;

игнорирование потребностей ребенка, недостаточное стремление родителей к удовлетворению их;

уровень требовательности к ребенку в семье выступает в виде запретов, наказаний по отношению к ней, а также находит проявление в кругу ее обязанностей:

чрезмерность требований - обязанностей (содержит риск психотравматизму и развития у ребенка чувства собственной несвободы и зависимости от родительской семьи);

недостаточность требований - обязанностей (имеет следствием сложность привлечения ребенка к какому-либо делу);

чрезмерность требований - запретов формирует у детей реакцию эмансипации с защитно-агрессивными проявлениями или, наоборот, развитие ее чрезмерной чувствительности и тревожности);

недостаточность требований - запретов (стимулирует развитие произвола и чрезмерной самостоятельности ребенка, способствует формированию неустойчивого типа характера);

чрезмерность санкций (бурный, слишком строгое реагирование даже на незначительные нарушения поведения ребенка обычно приводит к формированию зависимого безініціативної личности ребенка или же приобретенной агрессивности как защитно-агрессивного реагирования на позицию родителей);

минимальность санкций, что проявляется в отсутствии системы контролирующих действий со стороны родителей, в их отношении на поощрение ребенка и в сомнениях в результативности любых наказаний.

Приведенные черты воспитания, сочетаясь между собой, об-ют определенный тип нарушений семейного воспитания. Классификация этих типов есть такой:

потуральна гіперпротекція (характерна для попустительского стиля воспитания);

доминирующая гіперпротекція (авторитарный стиль), эмоциональное отвержение (авторитарный и либеральный стили);

повышенная моральная требовательность (авторитарный стиль);

гіпопротекція (либеральный стиль).

Независимо от того, каковы особенности нарушений во взаимоотношениях "родители-ребенок", взрослые занимают по отношению к ребенку неэффективную воспитательную позицию.

Среди причин неэффективного родительского отношения назовем такие:

педагогическая и психологическая неграмотность родителей;

ригидные стереотипы воспитания;

влияние особенностей общения в семье на отношения родителей и ребенка;

личностные проблемы и особенности родителей, вносимые в общение с ребенком.

Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка. Это может выражаться в следующем:

передаче ребенку своих собственных нежелательных качеств;

вынесении конфликта между супругами в сферу воспитания;

сдвиг в установках родителей по отношению к полу ребенка (предоставление преимущества женским или мужским качествам у ребенка противоположного пола);

неразвитости родительских чувств;

чрезмерном расширении сферы родительских чувств;

воспитательной неуверенности родителей;

фобии (боязни) потерять ребенка (особенно, если такие прецеденты уже были).

Подобные нарушения вызывают такие причины: повышенное протекцию родителей (доминирующую или потуральну) или, наоборот, их низкой опеку, эмоциональное отвержение и жестокое обращение - проблема, которую психологу приходится решать в каждом отдельном случае. Эта работа необходима родителям, прежде всего, для того, чтобы осознать, как не следует поступать по отношению к детям.