Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Педагогическая психология: учебное-методическое пособие

Раздел 4

 

4 ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

 

4.1. Характеристика семьи как института социализации

 

Взгляд на ребенка как на субъект социализации, который меняется в ходе воспитания сам и меняет своих воспитателей, - это итог исторического развития человечества. На ранних стадиях развития человеческого общества сама по себе ребенок не имел особой ценности: суровые условия жизни и большая детская смертность не давали людям возможности принимать близко к сердцу факт рождения или смерти ребенка, особенности его развития. Семьей на то время для ребенка были все люди, которые ее окружали. В более поздние времена детей отдаляли от семьи, отдавая их на воспитание в монастырь или в дом родственников, или же просто "подбрасывали" в бездетные семьи. Во времена Средневековья было никакой тотальная зависимость ребенка от родителей (особенно от отца), и полное подчинение их воле. С началом Новейшей истории ребенок в глазах родителей начинает выступать как автономное существо, с которым взрослые стремятся теплых эмоциональных контактов, пытаются выходить из ее желаний, потребностей и интересов, а это, без сомнения, влияет и на социально-психологическую структуру семьи.

Гуманное отношение к ребенку как к полноценному члену семьи, учет ее интересов и желаний - это результат исто-ричного развития семьи как социального института. С одной стороны, статус ребенка в семье определяет ее полную зависимость от взрослых, с другой, - современный ребенок в семье часто обладает привилегированным статусом человека, по отношению к которой любящие родители буквально реализуют известный социалистический лозунг: "Все лучшее - детям". При таких условиях ребенок оказывается в центре социальной структуры семьи и даже начинает выполнять функции управления, поскольку вокруг обеспечения ее потребностей организуется активность всех других членов семьи. Ориентации воспитательной стратегии родителей на естественное, свободное развитие ребенка, которая сама определяет, что ей нужно, вызвала к жизни скрытые интеллектуальные и физические резервы развития современных детей, расширила сферу их сознания и самосознания. Вместе с тем, при такой ориентации, характерный для детского возраста эгоцентризм как возрастная ограниченность возможности учитывать потребности окружения тяготеет к превращению в личностный эгоцентризм. Такая черта, как неспособность человека учитывать мнения, желания и потребности других, гипертрофированная уверенность в собственной правоте и неошибочности своей точки зрения, препятствует достижению личностью социальной зрелости.

Еще святой Августин понимал важность родительского влияния на судьбу человека и даже общества, когда писал: "Дайте мне других матерей, и я дам вам другой мир". Понятно, что это выражение является определенным преувеличением, поскольку родительское отношение к детям органически связано с общими ориентациями культуры и собственным опытом самих родителей, которые нельзя изменить мгновенно. С другой стороны, при всей значимости родительского влияния он никогда не является единственным всемогущим вершителем судеб детей. Более того, оценить реальную степень родительского вклада в формирование личности ребенка без учета других факторов его социализации практически невозможно.

Следовательно, наряду с учреждениями образования, общественными организациями и религиозными учреждениями, семья является одним из основных институтов социализации человеческого индивида. Выступая для ребенка с первых лет ее жизни первичной ячейкой социализации, удовлетворяя ее жизненные потребности, семья формирует личность через специфическую целенаправленную активность и отношение к ребенку его родителей, бабушек и дедушек и других детей. Это и есть семейное воспитание.

Оценивая потенциальный уровень и реальное влияние семейного воспитания, нужно учитывать много факторов. Основные из них такие:

Возраст ребенка. В раннем детстве центральной фигурой социализации выступает, как правило, мать. Дальше с ней уравнивается, и даже иногда превосходит его по влиянию, отец. Позже их обоих отодвигают по шкале значимости сверстники ребенка и общественные институты социализации.

Пол ребенка. Родители по-разному и с разным успехом воспитывают детей своего пола и противоположного. Как правило, интенсивнее и эффективнее здесь однополые коммуникации. При этом для мальчиков позасімейне окружение важнее, чем для девушек.

Наличие других агентов социализации как в семье (взрослые дети), так и вне ее (например, яркая личность учителя).

Специфические особенности трансмиссии (передачи) культурных ценностей от поколения к поколению в определенном обществе и в определенный период (имеется в виду величина различий в условиях жизни и в ценностных ориентациях родительского поколения и поколения детей, которые способствуют более-менее полном восприятию или відкиданню детьми жизненных установок родительской семьи).

Амбивалентность родительских чувств и их социально-психологические последствия. Так, дітоцентризм общественной психологии Новейшего времени означал усиление заботы о детях, но одновременно и ограничение их внутренней свободы, принудительный инфантилизацию. Следствием этого является равнодушие и социальная безответственность современной молодежи, на что жалуются родители, не понимая связи таких характеристик детей с их собственной воспитательной практикой.

• Многочисленные и неисследованные компенсаторные механизмы самой социализации, что урвновешивают или же сводят на нет ба-гато воспитательных усилий. Например, эффект встречной ролевой дополнительности, когда ребенок, имея перед глазами хороший родительский пример, не производит у себя соответствующих навыков, поскольку родители все делают сами, и семья не имеет потребности в активности ребенка.

Эти и другие факторы, которые ограничивают влияние родительского воспитания на личность ребенка, существовали, в определенной степени, всегда. Тем не менее, такая констатация не уменьшает значения-ния формирующих влияний семейной среды на формирование отношения человека к миру и к другим людям, значение системы ее базовых установок и ценностей, общей направленности и самосознания личности (самооценки, самоставлення, уровня притязаний), развития ее способностей и основ характера.