Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

II СЕМЕСТР

 

УРОК 50

Тема. Времена года. Усвоение новых слов. Составление диалога по данному началу с опорой на рисунок. Заучивание стихотворений о весне. Признаки хорошего высказывания (темп речи, чёткость дикции)

 

Цель: расширять знания учащихся о весне, весенних месяцах; обобщить представление учащихся о признаках весны; развивать устную речь, память, мышление, умение связно отвечать на вопросы, фантазию, творческие способности; воспитывать любовь к природе в разные времена года.

Оборудование: аудиозапись пьес П. И. Чайковского из цикла «Времена года. Весна»; иллюстрации с изображениями времён года; предметные картинки (первые вестники весны); иллюстрация «Весна в родном краю».

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Игра «назови времена года»

Например: январь — зима; июнь — лето и т. д.

2. Беседа

— Какие месяцы в году самые тёплые? самые холодные? самые дождливые?

— Когда бывают длинные дни и короткие ночи?

— Когда бывают короткие дни и длинные ночи?

— Расскажите о каждом времени года.

Учащиеся составляют по 2-3 предложения о зиме, весне, лете и осени.

 

III. Сообщение темы и задач урока

Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить о таком прекрасном времени года, как весна. Будем читать стихи, отгадывать загадки, узнаем о первых вестниках весны.

 

IV. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель. Весну мы ласково называем «красной девицей». О ней сложено много песен, стихов, пословиц и поговорок. Издавна народ зазывал весну в гости и ждал с нетерпением её прихода.

 

V. Работа по теме урока

1. Беседа

— Отгадайте загадки.

• Дел у меня немало —

Я белым одеялом,

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

А зовут меня... (зима).

 

• Я раскрываю почки,

В зелёные листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня... (весна).

 

• Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это

Вы все меня, я — ... (лето).

 

• Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я — ... (осень).

— Какое время года наступает после зимы?

Тает снежок,

Зеленеет лужок,

Грачи прилетают,

Когда это бывает? (Весной)

— Да, это бывает весной. Только зима отправилась с сыновьями месяцами в путешествие на север, Солнце сразу разбудило её сестру — Весну. Проснулась она, а на улице работы — только успевай! Вышла в поле, а там уже её первый сынок — Март — хозяйничает. Уже успел тёплыми ключиками ледяные мосты на речках открыть, песню подснежникам напеть.

— Как вы думаете, кто первым оповещает нас о приходе весны?

2. Отгадывание загадок

• Целую зиму спали,

Тепла ждали,

А теперь проснулись,

Встрепенулись,

Звонко запели:

Мы — весенние, мы голосистые,

Спешим к речке.

К нашей сестричке. (Ручейки)

 

• Что за чудо, за цветок —

Нежный белый лепесток

Из-под снега появился,

Солнцу, ветру удивился.

Разбудил он сонный край:

— Эй, весна пришла! Вставай! (Подснежник)

 

• На месте — дворец,

Во дворце — певец,

А зовут его... (скворец).

3. Работа над иллюстрацией «Весна в родном краю»

— На этой картине изображён один из чудесных уголков нашей природы. Глядя на неё, хочется улыбаться. Почему?

— Что происходит весной со снегом?

— Как изменилась река?

— Какое небо?

— Какие стоят деревья?

— Какие цветы распустились?

— Как стало греть солнце?

4. Составление связных высказываний

— Как вы одеваетесь весной? Почему?

— Как вы отдыхаете?

— Расскажите о своих наблюдениях за весенней природой в родном краю.

5. Работа с пословицами и поговорками, приметами

— Все люди любят, берегут природу и тоже наблюдают за ней. Об изменениях в ней они составляют мудрые высказывания.

• Увидел грача — весну встречай.

• От мартовских дождей земля расцветает.

• Ранний прилёт жаворонков — к теплой весне.

• Много воды — много травы.

• Весенний день год кормит.

• Сошёл в марте снежок — берись за плужок.

• Ранние ласточки — счастливый год.

6. Работа со стихотворениями

Учитель. Многие поэты любили весну и посвящали ей свои произведения. Послушайте их.

Сияет солнце, воды плещут,

На всем улыбка, жизнь во всём,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Ф. Тютчев

 

Зиму всю мели метели,

Клёны, липы поседели.

А весной повеселели,

Зацвели, зазеленели.

И. Дементьева

 

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

А. Плещеев

Заучивание стихотворений наизусть.

 

VI. Итог урока

— Что нового узнали на уроке?

— Что понравилось больше всего?

— У кого из вас весна — любимое время года? Почему?