Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 8 ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

 

Логико-психологические правила конструирование сообщений

 

Существуют зависимости между эффективностью речи и особенностями ситуации, характеристиками аудитории и характером обсуждаемой проблемы. Так, в одних случаях лучше влияют эмоциональные апелляции к аудитории, в других - рациональные. Все зависит от того, с какой аудиторией общается человек. Если с молодежью, то больше влияет эмоционально окрашенная речь, а если с пожилыми людьми или с теми, кто имеет техническое образование, лучше использовать рациональные апелляции. Начинать выступление, как правило, лучше всего с эмоционального обращения к людям. В то же время не стоит сильно увлекаться эмоциональностью и крайними выражениями, потому что это порой приводит к эффекту бумеранга.

Ученые, рассматривая проблемы конструирование сообщений, сравнивали кульминационный порядок их построения (самые сильные аргументы приводятся в конце), антикульмінаційний порядок (обратный, когда, наоборот, сообщение начинается с сильного аргумента) и размещение сильных аргументов внутри сообщения. Какая же форма изложения самая эффективная?

Оказалось, что кульминационный и обратный порядок дают лучшие результаты, чем срединный (с небольшим преимуществом первого над вторым). Однако в этом случае важно учитывать содержательную сторону сообщения и установки слушателей. Если они не очень заинтересованы предметом сообщения, то самые веские аргументы надо выложить с самого начала. Это лучший способ пробудить интерес и внимание людей. Если они очень заинтересованы темой разговора, то интересные аргументы стоит выложить конце сообщения. Ослабление аргументации может несколько разочаровать аудиторию.

Что же до включения контраргументов, то наиболее эффективными являются сообщения, в которых также рассматриваются аргументы противоположной стороны, а не те, где приводятся доказательства только в пользу своих мыслей. Исключение составляют аудитории, где находятся в основном люди с низким уровнем образования. Здесь более эффективным является сообщение, в котором чаще всего подается одна позиция.

Решая вопрос оптимального размещение основной идеи в сообщении, стоит вспомнить про известный эффект края. Информация, размещенная в начале и в конце сообщения, лучше воспринимается, запоминается, осмысливается, чем та, что внутри. Новые установки в адресата также лучше формируются в начале общения. Поэтому основную идею, мысль, которую мы хотим “внести” до его сознания, целесообразно излагать в начале речевого общения. В конце также желательно к ней обратиться, но использовав для этого новые аргументы.

Культура говорения тесно переплетается с культурой родного языка, о которой нужно постоянно заботиться, особенно на этапе возрождения национального самосознания. В замечательной молитве к языка, написанной Екатериной Мотрич, раскрываются величие и сила, красота и духовное богатство родного языка. Вот строки из нее: «Мово наша! Дзвонкова кринице на середохресній дороге нашей судьбы! Твои источники бьют где-то от магмы, поэтому и огненный такая. А ночью купаются в тебе ясные зори, поэтому и ласковая такая. То же исцеляла ты усталых духом, давала силу, здоровье, долгий век и даже бессмертие тем, что пили тебя, целебную джерелицю, и бессмертными становились те, что молились на дарованное тобой слово. Ибо “Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”».