ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ
УРОК № 47
Тема. Контрольное тестирование
Цель: проверить знания и умения учащихся по разделу «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография»; развивать логическое мышление, орфоепічну и пунктуаційну грамотность, память, внимание; воспитывать старательность в учебе.
Оборудование: тексты тестов.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
III. ПРОВЕДЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
И вариант
1. Укажите группу слов, в которых правильно обозначен перенос:
а) каз-ка, ешь-ак, трой-ок, ве-рба;
б) есть-нот, бе-рез-ка, шип-ши-на, к-ат;
√ в) близ-ко, по-ле-ный, ешь-джу, зем-ля.
2. Укажите группу слов, в которой все нельзя переносить со строки на строку:
а) коридор, отчет, крыльцо, стол;
√ б) орел, ґлей, ящик, этюд;
в) дымоход, забор, цветок, елка.
3. Укажите группу слов, в которых правильно расставлен акцент:
√ а) горошина, рукопись, ненавидеть, спина;
б) подруга, произношение, вязкий, предмет;
в) сантиметр, дочь, дружба, километр.
4. Укажите группу слов, в каждом из которых пишется апостроф:
а) солов..й, тьм..яна, кон..конъюнктивит, играл..ра;
√ б) пор..я, без..ядерный, пом..смягчить, прив..вяленные;
в) роз..ятрений, м..памятный, п..єдестал, медв..пьяный.
5. Отметьте строку, в которой во всех словах удвоение происходит вследствие удлинения:
а) лимон..ый, сон..ой, лис..я, суд..я;
б) роз..броїти, без..убей, под..ать, стат..я;
√ в) перепутий..я сел..ю, л..еш, лиц..я.
6. Отметьте строку, в которой во всех словах удвоение происходит вследствие совпадения одинаковых звуков:
а) стен..ой, страшен..ой, тин..ю, обу..я;
б) відроджен..я, протизакон..ый, столетий..я, стверджен..я;
√ в) песен..ый, от..зеркалити, гор..ом, прикордон..ый.
7. Укажите группу слов, в каждом из которых на месте пропуска пишется ы:
√ а) д..р..гент, х..жак, ед..ница, д..вак;
б) л..сток, р..бро, с..поддерживать, ш..широкий;
в) дер..вэто, д..мар, пш.., м..наты.
8. Укажите группу слов, в каждом из которых на месте пропуска пишется е:
а) м..телик,..дмідь, л..недостаток, тр..вога;
б) п..нал, ст..пи, ц..буле, м..даль;
√ в) л..генда, в..сло, т..мніти, м..жа.
9. Укажите группу слов с ненаголошеними е или ы, которые не проверяются ударением:
√ а) легенда, тревожный, лимон, мелодия;
б) кленовый, большой, карман, весело;
в) блестящий, ива, низкий, поседевший.
10. Выберите группу слов, в которых упрощения в произношении согласных обозначается на письме:
а) зап'яс..ный, зліс..ный, т..ник, буревіс..ник;
б) заздріс..ный, кос..лявий, бороз..на, улес..ливий;
√ в) безвиїз..ный, пристрас..ный, чес.., пиз..ка.
11. Отметьте строку, в которой во всех словах в произношении наблюдается уподобление согласных звуков:
а) дорожка, брызги, блюдце, река;
б) дегтя, ветка, прыткий, лента;
√ в) подногтевое, сцедить, борьба, певице.
12. Укажите группу слов, в которых безударные е, и проверяются ударением:
а) с..рпантин, сэр..да, с языка.., г..тець;
√ б) Дм..тро, п.., в..шой, в..селий;
в) пш..ница, ап..льсин, ш..птати, кр..ница;
II вариант
1. Выписать слова, в которых удвоение происходит вследствие удлинения согласных:
навман..я, рил..я, туман..ый, стат..я, ден..ый, л..есть, щоден..ик, гил..я, спросон..я, ночь..ю.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Привести собственный пример четырех слов, в которых удвоение происходит вследствие удлинения согласных.
2. Записать слова, показав черточкой возможен перенос:
хожу, позвонить, разросся, третьего, страшный, майонез, оббризкати.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Привести собственный пример четырех слов, которые нельзя переносить.
3. Выписать слова, в которых возможен двойной упор:
горячее, подарок, видимо, вопрос, загадка, договор, навсегда, апостроф, заработок, деревце.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
С тремя словами составить предложения.
4. Выписать слова, в которых безударные гласные не проверяются ударением:
л..генький, бл..скавиця, тр..вога, к..руководитель, ст..повой, л..генда, м..методический, к..шеня, с..вина, л..мон.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Привести собственный пример четырех слов с такой орфограмою. Составить с ними словосочетания.
5. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы:
заздріс..ный, пользова..ный, гіган..ский, ненавис..ный, зап'яс..ный, чес..ный, студенчес..ский, балас..ный, доблес..ный.
Привести собственный пример из слов-исключений из этого правила.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
6. Обозначить над словами цифры 1), 2):
1) апостроф ставится;
2) апостроф не ставится
Цв..ях, Лук..ян, выз..якнути, в..яз, п..юпітр, м..ята, об..объединять, без..язикий, г..юмсати, пор..ина, обезьян..ячий.
Привести собственный пример четырех слов, в двух из которых апостроф ставится, а в двух - не ставится.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить § 38 учебника.