Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС
Планы-конспекты Для школ с русским языком обучения

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ

 

УРОК № 46

Тема. Упрощение в группах согласных

 

Цель: дать учащимся понятие об упрощение в группах согласных, формировать умение произносить слова, в которых происходит упрощение в группах согласных, распознавать орфограму и обосновывать ее с помощью правила, замечать и исправлять орфоэпические и орфографические ошибки на изученное правило; развивать внимание, память, логическое мышление; воспитывать у учащихся честность, непримиримость к несправедливости.

Оборудование: учебник, тексты диктантов.

ХОД УРОКА

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего упражнения.

2. Творческая работа.

Задание: составить связное высказывание на одну из тем.

- Произношение гласных звуков и обозначение их на письме;

- Написание слов с ненаголошеними гласными.

3. Словарный диктант.

Ширина, потепление, правильный, хозяин, тропинка, орден, казак, репродукция, горячий, барсук, книжечка, легенда, интеллект.

4. Выборочный диктант.

Задание: выписать слова с ненаголошеними гласными, обосновать написание.

(Учитель читает текст диктанта дважды, во второй раз - очень медленно.)

Летела кукушка с поля на долину,

Да и села ковать на мою калину,

Зозуле, зозуле, где горе слышишь,

Возле моего дома на калине куешь?

Зозуля ковала, правдоньку говорила,

Что моей матери на свете не стало.

Прибежала я в дом, стала на пороге,

Забилось сердечко, закапали слезы.

Ой, матушка-ненько, где тебя взять?

Или пойти купить, или нарисовать?

Ехали маляры из дальнего села,

Обрисовали мать на белом доме,

Обрисовали глаза, нарисовали брови,

И не обрисовали искреннего разговора.

(Народное творчество.)

5. Зрительно-слуховой диктант.

(Учитель читает текст, записанный на доске.)

Середина зимы, а так, как будто осень. Снега нигде нет. Земля в полинялих красках, небо - в холодной розтривоженості облаков. По голых посадках бьет ветер высоких степных баллов.

Безлюдьем и ветром этот предвечернее степь напоминает море в непогоду. Будто нет в нем жизни. Однако он живет.

(О. Гончар.)

6. Языковая шарада «Назови слово».

1) 3-й состав существительного молоко.

Буква, которая стоит в алфавите перед буквой н.

Основа родительного падежа единственного числа существительного пот.

Целое слово - существительное мужского рода, что означает: сладкий вареный напиток из фруктов и ягод. (Компот.)

2) Существительное мужского рода, название молочного продукта. Крик, состоящий из одной буквы.

Глухой звук, которому соответствует звонкий [б].

Целое слово - существительное мужского рода, что означает: сладкая густая жидкость из фруктов или ягод. (Сироп.)

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснительный диктант.

От малых детей голова болит, а от больших - сердце.

Где одинец - дому конец, а где семь - счастье всем.

Честному повсюду честь.

Льстивое человек хуже гадюки: в глаза ласкається, а за глаза кусается.

Завистливый от чужого счастья сохнет.

От пользы сердце каменеет.

(Народное творчество).

2. Работа по учебнику.

1) Упражнение 332.

2) Проработка теоретического материала, с. 145-146.

3. Работа у доски.

Представленные в транскрипции слова записать согласно орфографических норм:

[турис'кий], [в'існиек], [шчасливий], [виейізний], [недельный], [студен'с'кий], [сердце], [заздрисний], [полезен], [ш'іс:вот].

4. Работа по учебнику.

Упражнения 335, 336.

5. Творческая работа.

Задание: составить словосочетания, используя слова из упражнения 336. Определить главные и зависимые слова. С тремя словосочетаниями составить предложения или небольшой связный текст (на выбор учащихся).

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Игра «Четвертое лишнее».

Задание: из ряда слов вычеркнуть четвертое лишнее.

Прихвастнуть, шестнадцать, костлявый, недельный.

Выездной, компостный, вестник, счастлив.

Студенчество, хвастливий, запястный, костлявый.

2. Разгадывание кроссворда «Упрощение в группах согласных».

 

 

По горизонтали:

2. Наречие, который есть в поговорке «Не хитри, не изощряйся, а ... работай». (Честно.)

5. Существительное среднего рода II склонения, подлежащее в поговорке «Блисне. и в наше оконце». (Солнце.)

6. Прилагательное мужского рода, образованное от существительного иноязычного происхождения, что означает: тот, кто учится в высшем учебном заведении. (Студенческий.)

По вертикали:

1. Числительное, что по правописанию является исключением из правила об упрощении на письме в группах согласных. (Шестнадцать).

3. Прилагательное мужского рода, образованное от существительного область. (Областной).

4. Прилагательное мужского рода, образованное от существительного счастье. (Счастлив).

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник, § 39, упражнение 337.