ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ
УРОК № 46
Тема. Упрощение в группах согласных
Цель: дать учащимся понятие об упрощение в группах согласных, формировать умение произносить слова, в которых происходит упрощение в группах согласных, распознавать орфограму и обосновывать ее с помощью правила, замечать и исправлять орфоэпические и орфографические ошибки на изученное правило; развивать внимание, память, логическое мышление; воспитывать у учащихся честность, непримиримость к несправедливости.
Оборудование: учебник, тексты диктантов.
ХОД УРОКА
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего упражнения.
2. Творческая работа.
Задание: составить связное высказывание на одну из тем.
- Произношение гласных звуков и обозначение их на письме;
- Написание слов с ненаголошеними гласными.
3. Словарный диктант.
Ширина, потепление, правильный, хозяин, тропинка, орден, казак, репродукция, горячий, барсук, книжечка, легенда, интеллект.
4. Выборочный диктант.
Задание: выписать слова с ненаголошеними гласными, обосновать написание.
(Учитель читает текст диктанта дважды, во второй раз - очень медленно.)
Летела кукушка с поля на долину,
Да и села ковать на мою калину,
Зозуле, зозуле, где горе слышишь,
Возле моего дома на калине куешь?
Зозуля ковала, правдоньку говорила,
Что моей матери на свете не стало.
Прибежала я в дом, стала на пороге,
Забилось сердечко, закапали слезы.
Ой, матушка-ненько, где тебя взять?
Или пойти купить, или нарисовать?
Ехали маляры из дальнего села,
Обрисовали мать на белом доме,
Обрисовали глаза, нарисовали брови,
И не обрисовали искреннего разговора.
(Народное творчество.)
5. Зрительно-слуховой диктант.
(Учитель читает текст, записанный на доске.)
Середина зимы, а так, как будто осень. Снега нигде нет. Земля в полинялих красках, небо - в холодной розтривоженості облаков. По голых посадках бьет ветер высоких степных баллов.
Безлюдьем и ветром этот предвечернее степь напоминает море в непогоду. Будто нет в нем жизни. Однако он живет.
(О. Гончар.)
6. Языковая шарада «Назови слово».
1) 3-й состав существительного молоко.
Буква, которая стоит в алфавите перед буквой н.
Основа родительного падежа единственного числа существительного пот.
Целое слово - существительное мужского рода, что означает: сладкий вареный напиток из фруктов и ягод. (Компот.)
2) Существительное мужского рода, название молочного продукта. Крик, состоящий из одной буквы.
Глухой звук, которому соответствует звонкий [б].
Целое слово - существительное мужского рода, что означает: сладкая густая жидкость из фруктов или ягод. (Сироп.)
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснительный диктант.
От малых детей голова болит, а от больших - сердце.
Где одинец - дому конец, а где семь - счастье всем.
Честному повсюду честь.
Льстивое человек хуже гадюки: в глаза ласкається, а за глаза кусается.
Завистливый от чужого счастья сохнет.
От пользы сердце каменеет.
(Народное творчество).
2. Работа по учебнику.
1) Упражнение 332.
2) Проработка теоретического материала, с. 145-146.
3. Работа у доски.
Представленные в транскрипции слова записать согласно орфографических норм:
[турис'кий], [в'існиек], [шчасливий], [виейізний], [недельный], [студен'с'кий], [сердце], [заздрисний], [полезен], [ш'іс:вот].
4. Работа по учебнику.
Упражнения 335, 336.
5. Творческая работа.
Задание: составить словосочетания, используя слова из упражнения 336. Определить главные и зависимые слова. С тремя словосочетаниями составить предложения или небольшой связный текст (на выбор учащихся).
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Игра «Четвертое лишнее».
Задание: из ряда слов вычеркнуть четвертое лишнее.
Прихвастнуть, шестнадцать, костлявый, недельный.
Выездной, компостный, вестник, счастлив.
Студенчество, хвастливий, запястный, костлявый.
2. Разгадывание кроссворда «Упрощение в группах согласных».
По горизонтали:
2. Наречие, который есть в поговорке «Не хитри, не изощряйся, а ... работай». (Честно.)
5. Существительное среднего рода II склонения, подлежащее в поговорке «Блисне. и в наше оконце». (Солнце.)
6. Прилагательное мужского рода, образованное от существительного иноязычного происхождения, что означает: тот, кто учится в высшем учебном заведении. (Студенческий.)
По вертикали:
1. Числительное, что по правописанию является исключением из правила об упрощении на письме в группах согласных. (Шестнадцать).
3. Прилагательное мужского рода, образованное от существительного область. (Областной).
4. Прилагательное мужского рода, образованное от существительного счастье. (Счастлив).
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, § 39, упражнение 337.