Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС
Планы-конспекты Для школ с русским языком обучения

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ

 

УРОК № 48

Тема. Контрольный диктант. Контрольное аудирование

 

Цель: проверить знания и умения учащихся по разделу «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография»; развивать логическое мышление, орфографическую и пунктуаційну грамотность, память, внимание; воспитывать старательность в учебе.

Оборудование: тексты диктантов, тексты для аудирования.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

III. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ ДИКТАНТА

(Учитель читает текст диктанта.)

 

IV. ОТВЕТЫ УЧИТЕЛЯ НА ВОПРОСЫ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕКСТУ ДИКТАНТА

 

V. НАПИСАНИЕ ДИКТАНТА

И вариант

На пороге зимы

Погідливий октябрьское утро, а лес простирающаяся от весенних песен пернатых. Птицы поют о том, что готовы встретить новую весну.

Короткое бабье лето. Уже повеяло холодом. Смолкли пернатые музыканты, они перебрались к своим местам зимовки.

От утра до ночи трудятся барсуки. Они носят в норы сухие листья. Белочки и сойки прячут в дуплах орехи, желуди. Запасаются на черный день.

И люди заготавливают сено, ветки, ягоды, семена. Для зверей и птиц собирают. Всюду на полянах можно увидеть кормушки. Зимой люди наполняют их кормом. Птицы и звери придут сюда на завтрак.

(90 сл.) (Из газеты.)

 

II вариант

Зима идет

Все деревья уже протянули вверх обнаженные ветви. Только, пожалуй, елки и сосны стоят зеленые, и дуб не сбросил своего наряда. Листья его пожелтели, потемнели. И кажется, что то стоит могучий воин. Налетит ветер, зазвенит своим бронзовым листвой могучий дуб, но не склонится перед бурей.

Иду лесом, будто ступаю по золотому ковру.

Вот тихо села на рукав первая снежинка. А вот и вторая, третья. Кажется, их вырезал талантливый мастер. Вот заплясало их в воздухе больше, посыпались гуще, засыпали землю, опавшие листья, деревья.

(90 сл.) (По О.Копиленко.)

 

VI. ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРОЛЬНОГО АУДИРОВАНИЯ

1. Объяснения относительно проведения аудирования.

2. Чтение учителем текста.

3. Выполнение тестовых заданий.

Текст для контрольного аудирования.

Кот Чудило

К нам в детский санаторий приблудилось котенка, и мы взялись его учить. Кто его знает, как надо учить котов, то мы и стали учить его по-собачьи.

«Ляг!» - и котик ложился и смотрел на нас, что мы ему дадим за это.

«Вперед!» - и котик бежал вперед, что было сил.

«Назад!» - и котик возвращался к нам - тогда мы давали ему немного сыра или рыбью голову.

Так мы и изучили его по-собачьи. Сделали ему и нашийничок из старого ремешка и стал он зваться: Чудило.

Так и бегал за нами кот Чудило, словно собачка. Только не везде. В реку не ходил. Мы купаемся, а он сидит на берегу, ждет. Мы - в лодку, а он не хочет, скулит, бегает по берегу, а к нам не плывет. Не любят коты мокрого.

Однажды поехали мы на лодке удить рыбу. Дошел с нами до берега кіт Чудило, а в лодку не полез, не захотел. Выбрался на доску, что у нее стирают белье, и сидит на той доске, над водой.

А под доской гуляют маленькие рыбки-уклейки. Смотрит на них сверху кот Чудило,- видимо, вкусные рыбки, и в мокром месте плавают. Смотрел, смотрел и уснул на солнышке.

Наловили мы много верховодок. Был у нас здоровенный синий кувшин, тот, что в нем воду ставят возле умывальника. Зачерпнули мы тем кувшином воды и напустили туда верховодок полно. И поплыли на лодке домой.

Проснулся кот Чудило, протер лапками глаза и смотрит, не привезли мы ему чего-нибудь вкусненького. Полазил у нас по плечам, по карманам - нет ничего. Тогда как глянул в наш кувшин, и окаменел. Рыбок в сосуде так обильно, что воды между ними не видно. Плавают, путаются, друг на друга налезают - аж черно в кувшине.

Мы поставили кувшин на землю и немножко, одсунулись, смотрим, что будет делать кот Чудило.

Он выбрался на верхний край кувшина, уселся и сидит. Сидит, смотрит вниз на рыбку. Смотрит, смотрит, и наклоняется ниже и ниже, уже и передние лапы в кувшине - тогда бултых - и вскочил в воду.

Заметушивсь, заборсавсь, забивсь в воде - аж кувшин ходуном ходит. И не выпрыгивает.

Ну, думаем, пропал кот Чудило - уооп, напился воды, упав вверх ногами в кувшин.

Уже хотели его спасать; когда - вылезает. Мокрый, бедняга, плохой, нечепурний, будто целую ночь под дождем был, но рыбка в зубах. Вылез, рыбку положил судьбы, утерся, облизнулся и начал есть. Рыбку съел, помурчав, вытянул ноги, еще раз облизнулся - и снова полез на кувшин.

Так и приучился кот Чудило до мокрого. Идет с нами к реке, сам прыгает в лодку, как охотничья собака, и сейчас же до кувшина. Мы удим рыбу, а он на кувшине сидит, ждет. Как накидываем в кувшин верховодок, тогда и он начинает ловить рыбу. Такой у нас был кот - кіт Чудило.

(430 сл.) (М. Иогансен.)

Обозначить ответ на каждый из вопросов.

1. Почему котенок стали учить по-собачьи?

а) Потому что котов так и учат;

б) потому что никто не знал, как надо учить котов;

в) потому что оно внешне напоминало щенка;

г) потому что котенок был способное к обучению.

2. Почему Чудило сидел на берегу?

а) Потому что он не любил плавать;

б) потому что вода была холодная;

в) потому что он не умел плавать;

г) потому что он не любил мокрого.

3. Какие рыбки плавали под доской?

а) Карасики;

б) верховодки;

в) плотвички;

г) лещи.

4. Почему кот, взглянув на кувшин, окаменел?

а) Потому что кувшин был волшебный;

б) потому что из кувшина виповзала змея;

в) в кувшине было полно рыбок;

г) кувшин очень блестел на солнце.

5. Почему Кот попал в воду?

а) Потому что было очень жарко;

б) потому что за ним гнались собаки;

в) потому что поскользнулся на краю кувшина;

г) потому что засмотрелся на рыбок.

6. После чего кот Чудило приучился к мокрому?

а) После того, как упал в реку;

б) после того, как попал под дождь;

в) после того, как упал в кувшин и поймал рыбку;

г) после того, как его умокнули в кувшин.

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить § 39 учебника.