II СЕМЕСТР
УРОК 49
Тема. Времена года. Рассказ К. Ушинского «Четыре желания». Понимание фактического содержания текста. Подтверждение или отрицание утверждения, высказанного учителем по содержанию текста («да — нет»)
Цель: формировать у учащихся умение определять особенности каждого времени года, отмечать сезонную красоту природы; совершенствовать навыки ориентирования в содержании текста, умение подбирать необходимый текст к рисункам; развивать творческое представление, образное мышление, воображение, речь; воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: аудиозаписи пьес П. И. Чайковского из цикла «Времена года»; иллюстрации с изображениями времен года; запись стихотворений о лете, зиме, весне, осени.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Беседа
— Кто может сказать, над какой темой мы работали на предыдущем уроке?
— Как называется уголок Земли, где родился человек? (Родной край)
— А что для вам обозначает словосочетание «родной край»? (Место, где родился, ходишь в школу.)
— Как по-другому можно назвать родной край? (Родина)
— А если собрать все уголочки, такие маленькие, что получится? (Наша большая Родина — Украина.)
2. Повторение стихотворений о родине, выученных на предыдущем уроке (2-3 человека)
III. Сообщение темы и задач урока
Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим о временах года. Послушаем рассказ К. Ушинского «Четыре желания». Будем развивать речь, мышление, воображение.
IV. Мотивация учебной деятельности учащихся
— Я произнесу несколько слов, а вы скажете, что их объединяет: осень, зима, весна, лето. (Времена года)
— Какие картины возникают в вашем воображении, когда мы вспоминаем о каждом времени года?
— А какая же пора лучше? Об этом мы сегодня и поговорим.
V. Работа по теме урока
1. Сообщение учителя
— Каждое время года по-своему прекрасно. Многие любят весну, потому что всё весной оживает, птицы наполняют своими голосами сады и леса. Кто-то любит лето, потому что можно позагорать на солнышке, поесть арбузов, дынь. А кого-то завораживает красота осеннего леса или сказка красавицы-зимы.
2. Беседа по картинкам
— Перед вами — картины с изображением разных времен года. Отгадайте, к какой из них относится мой рассказ.
ОСЕНЬ
Настала холодная осень. Весь день идёт дождь. Деревья стоят голые. Все ходят в плащах. Улетели птицы. Прощайте, наши друзья!
ЗИМА
Пришла зима. Полетели пушистые снежинки. Белым ковром легли они на поля, на холмы, на крыши домов. Заискрился на солнце лес. Теперь можно ходить на лыжах, бегать на коньках по льду. Настали весёлые деньки. Хорошо зимой!
ВЕСНА
Закончилась зима. Настала весна. Солнце шлет на землю свет и тепло. Звенят весёлые ручейки. Зазеленела травка. Скоро распустятся первые цветы.
ЛЕТО
Летом мы жили в селе. Там хорошо. Село стоит на берегу реки. На берегу зелёная сочная трава. За рекой — луг и лес. Мы часто ходили в лес, купались в речке. На лугу играли в футбол.
3. Вопросы по содержанию текстов
— Какая погода осенью?
— Куда улетают птицы?
— Какие развлечения ждут детей зимой?
— Как зимой выглядят поля, леса, крыши домов?
— А что же происходит весной?
— Чем радует нас лето?
4. Отгадывание загадок
• Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осенью)
• Зазвенели ручьи, прилетели грачи,
В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной)
• Солнце печет, липа цветёт,
Рожь поспевает.
Когда это бывает? (Летом)
• Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)
5. Слушание пьес п. и. Чайковского из цикла «Времена года»
6. Работа со стихотворением
Учитель. Я вам буду читать стихотворения, а вы скажете, о каком они времени года. (Стихотворение — по выбору учителя.)
7. Работа с рассказом К. Ушинского «Четыре желания»
ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
— Запиши твоё желание в мою карманную книжку,— сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было. И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
— Вы прослушали рассказ. Кто главный герой этого рассказа? Как его звали?
— Что делал Митя зимой? Нравилось ли ему это время года?
— А что случилось весной? Как мальчик говорил о весне?
— Нравилось ли ему лето? Чем он занимался летом?
— А что сказал Митя об осени?
— Что посоветовал Мите отец?
— Какое же время года — самое лучшее? (Высказывания детей.)
— Каждое время года — самое лучшее, потому что в каждом из них можно найти что-то особенное! А какие временя года нравятся вам? Почему?
VI. Итог урока
— Что нового узнали на уроке?
— Что понравилось больше всего?
— Что особенно заинтересовало?