Лекция 8 ВЕРБАЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
Влияние личности на эффективность
убеждения
Важный вывод экспериментальной
риторики заключается в том, что влияние личности может определенным образом “накладываться”
на влияние сообщения, изменяя его окончательный результат. Как отмечалось, для
принятие новой мысли ее сначала надо воспринять и понять. Оказалось, что
личность отправителя (коммуникатора) не влияет на понимание и
запоминание сообщения адресатом. Наоборот, если коммуникатор -
авторитетное лицо, то аргументация в пользу высказанной им мысли хуже
запоминается и усваивается адресатом (нет необходимости отслеживать
процесс мышления отправителя, потому что ему доверяют).
Чтобы сообщение соответствовало системе
ценностей и мнений адресата, отправитель должен вызвать у него
доверие. Это бывает тогда, когда собеседник воспринимает его как эксперта по
конкретного вопроса и если он искренний и честный. При идентификации мнение
принимается не потому, что она является объективной истиной, а потому, что ее разделяют
другие люди (отправитель или группа людей, которых он представляет). В этом случае
принадлежность к какой то группе или сходство в мыслях с отправителем важные для
адресата. Главной чертой отправителя, которая приводит к идентификации, является его
привлекательность. Формальное принятие мысли, внешнее покорение определяются
степенью контроля отправителя за личными планами адресата, то есть властью
первого.
Значимыми для убеждающего воздействия является
и другие особенности отправителя: мягкость, дружеское отношение, неагрессивность.
Они также относятся к одной группе названных ранее моральных качеств.
Следовательно, личность коммуникатора,
несомненно, влияет на эффективность его речи. Высокий уровень культуры
общение предполагает знание качеств отправителя и учета их в конкретных
ситуациях в соответствии с моральных правил и норм. Конечно, убеждающее воздействие
зависит не только от личности коммуникатора, но и от того, как он выстраивает
свое сообщение.