Лекция 8 ВЕРБАЛЬНЫЕ 
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
 
Влияние личности на эффективность 
убеждения
 
Важный вывод экспериментальной 
риторики заключается в том, что влияние личности может определенным образом “накладываться” 
на влияние сообщения, изменяя его окончательный результат. Как отмечалось, для 
принятие новой мысли ее сначала надо воспринять и понять. Оказалось, что 
личность отправителя (коммуникатора) не влияет на понимание и 
запоминание сообщения адресатом. Наоборот, если коммуникатор - 
авторитетное лицо, то аргументация в пользу высказанной им мысли хуже 
запоминается и усваивается адресатом (нет необходимости отслеживать 
процесс мышления отправителя, потому что ему доверяют).
Чтобы сообщение соответствовало системе 
ценностей и мнений адресата, отправитель должен вызвать у него 
доверие. Это бывает тогда, когда собеседник воспринимает его как эксперта по 
конкретного вопроса и если он искренний и честный. При идентификации мнение 
принимается не потому, что она является объективной истиной, а потому, что ее разделяют 
другие люди (отправитель или группа людей, которых он представляет). В этом случае 
принадлежность к какой то группе или сходство в мыслях с отправителем важные для 
адресата. Главной чертой отправителя, которая приводит к идентификации, является его 
привлекательность. Формальное принятие мысли, внешнее покорение определяются 
степенью контроля отправителя за личными планами адресата, то есть властью 
первого.
Значимыми для убеждающего воздействия является 
и другие особенности отправителя: мягкость, дружеское отношение, неагрессивность. 
Они также относятся к одной группе названных ранее моральных качеств.
Следовательно, личность коммуникатора, 
несомненно, влияет на эффективность его речи. Высокий уровень культуры 
общение предполагает знание качеств отправителя и учета их в конкретных 
ситуациях в соответствии с моральных правил и норм. Конечно, убеждающее воздействие 
зависит не только от личности коммуникатора, но и от того, как он выстраивает 
свое сообщение.