ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ
Урок № 49
Тема: Согласные твердые и м’которые, звонкие и глухие
Цель: углубить знания учащихся о твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные; добиться усвоения особенностей произношения звонких и глухих согласных; формировать орфоэпические навыки; развивать логическое мышление, фонематический слух, память, культуру устной и письменной речи.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник.
Ход урока
И. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.
Беседа.
· Что является предметом изучения фонетики?
· Что изучает графика?
· В чем заключается различие между звуком и буквой?
· Как образуются звуки человеческой речи?
· Из чего состоит речевой аппарат человека?
· Что является основанием деления звуков на гласные и согласные?
· Как образуется голос? Вследствие чего возникает шум?
· Или одинаковую роль играют в создании слогов слова гласные и согласные звуки?
· Может ли состав образовываться только с гласного звука? (Подтвердить примерами)
· Может ли состав образовываться только с согласного звука?
II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.
ИII. Изучение нового материала.
Работа с учебником.
Проработка теоретического материала (с. 107).
Работа у доски. Представленные слова передаты фонетической транскрипцией, назвать в каждом звуки гласные и согласные. Разделив слова на слоги, объяснить связь количества гласных звуков с количеством слогов.
Орел, сокол, кукушка, воробей, воронье, перепілонька.
Работа с учебником.
Обработка таблицы «Звуки речи» (с. 106.)
Работа у доски. Записать предложения. В выделенных словах назвать буквы. Передав эти слова в фонетической транскрипции, в каждом назвать звуки - гласные и согласные. Чем отличаются гласные от согласных? В каждом слове назвать твердые и м’которые согласные, объяснить, какими буквами на письме обозначается м’качество каждого согласного звука.
Образец.
[шчас'т'а], [задзеи ле ин'чит’], [танеиц‘]
1. Зацветает калина, орешник зеленеет. Это моя Украина, это моя Родина. (А. Каминчук.) На квітоньці пчелка спивала росу. (И. Кульська.) Это о счастье песня, я ее уже знаю. (О. Савранска.) Только я прилег спочить, снова как зазвенит! Позвонили журавли: «Мы с далекой земли!» Телефон звенит, гремит, нет покоя ни на миг. (И. Багровый.)
2. Еж ежа иголками не испуга. Что серое, то и волк, что куцее, то и заяц. Уснула щука, да зубы не спят. В воде стоит, а воды просит. Пошла баба в танец, а за ней воробей. Месяц - казачье солнце.
Народное творчество.
Работа с учебником.
Проработка теоретического материала (с. 109, 110).
ИV. Выполнение упражнений на закрепление.
Работа с учебником.
Выполнение упражнения 290 (устно).
Прочитать вслух слова, обращая внимание на произношение твердых и м’которых согласных. Выделенные слова передать фонетической транскрипции.
Образец.
[хлопеиц’], [ос'ін’:ой].
Дуб, голубь, парень, любовь, степ, танец, август, песня, труд, осенний, щетка, нож, гриб.
Работа с учебником. Выполнить упражнение 291 (устно).
Записать приведенные слова в 2 колонки: в первую - те, что начинаются звонким согласным, во вторую - на глухой. Выделенные слова записать фонетической транскрипцией, указать в них согласные твердые и м’. Двое со слов (по собственному выбору) ввести в предложения. В записанных предложениях определить и подчеркнуть грамматические основы.
Гриб, снег, сказка, красавица, пуговица, дуб, береза, дзбан, шмель, звонок, пение, хор, клен, листок.
Прочитать скороговорки. Какой согласный звук часто повторяется в каждой из скороговорок? Потренироваться в быстром и четком произношении согласных звуков. Следить за четким произнесением звонких согласных в конце слов.
1. Бубнила баба деду:
- Ой, не дуй на одуванчик,
Ибо из одуванчика полетят
Сто малых кульбабенят.
Народное творчество
2. Стрела как-то скороговорка
На мостике злого волка.
Скоромовить волк начал -
Чуть язык не поломал!
Г. Чубач
3. Захар залез
На перелаз.
Захар, злізь!
Захар, слезай!
Сумел залезть -
Знай, как слезть!
И. Складанний
4. Сел скворец в скворечник,
Запев шпак петуху:
Ты не умеешь так, как я.
Так, как ты, не умею я.
Народное творчество.
Прочитать скороговорку, придерживаясь правильного произношения звуков [дж], [дз], [дз’], [г]. Выделенные слова передать фонетической транскрипции.
Как звонок зазвенит,
Звонко джмелик зажужжит.
Овод с джмеликом летит,
Пчелам весело кричит:
«Пчелы, пчелы, бджоленята,
Вылетайте погулять!»
Самостоятельная работа. Переписать, на месте точек вставляя пропущенные буквы. Выделенные слова передать фонетической транскрипции.
С..джу я у подоконника, когда д..влюся, а в са..ку на груши яблоки ч..рвоні в..сять на самом..ршку. В сад вд..влявся я п..льніше, я долго голову ломал... И как же так, почему раньше этих яблок я не замечал? И вот встал кот-повеса, на грушу зыркнул, как сова. Ч..рвоні яблоки снялись и пол..тилы. Ну и д..ва! Взял карандаш я п..нала и нап..сал в кал..ндарі: «С..годные впервые прилетали к нам в гости снегири». (По А. Кочаном.)
В представленных слов добавить согласный звук (в начале или в конце). Изменилось значение слова? Среди добавленных звуков назвать звонкие и глухие.
Лед, мак, рак, рай, голос, ход, описание, советник;
До тех пор, аптека, басня, башня, буква, буря, игра, еда, кварта, кома.
Записать пары слов, которые являются отгадками шарад. Объяснить разницу между звонкими и глухими согласными.
Со звонким все я заливаю, с глухим на дереве расту
(слива - слива)
Со звонким листочки я скубу, с глухим же - срезаю траву
(коза - коса)
V. Подведение итогов урока.
Беседа.
· В чем заключается отличие в образовании гласных и согласных звуков речи?
· Какова роль в языке звуков гласных и какая - согласных?
· Сколько звуков в русском языке? Из них гласных? Согласных?
· Сколько м’которых согласных в русском языке?
· Какие м’какие звуки не имеют парных среди твердых, но могут пом’якшуватись перед [и]?
· На какие группы делятся согласные с участием голоса и шума?
· Привести примеры пар звонких и глухих согласных.
VИ. Домашнее задание.
П. 14, упражнение 292.