Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ

 

Урок № 49

Тема: Согласные твердые и мкоторые, звонкие и глухие

 

Цель: углубить знания учащихся о твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные; добиться усвоения особенностей произношения звонких и глухих согласных; формировать орфоэпические навыки; развивать логическое мышление, фонематический слух, память, культуру устной и письменной речи.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник.

Ход урока

И. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.

Беседа.

· Что является предметом изучения фонетики?

· Что изучает графика?

· В чем заключается различие между звуком и буквой?

· Как образуются звуки человеческой речи?

· Из чего состоит речевой аппарат человека?

· Что является основанием деления звуков на гласные и согласные?

· Как образуется голос? Вследствие чего возникает шум?

· Или одинаковую роль играют в создании слогов слова гласные и согласные звуки?

· Может ли состав образовываться только с гласного звука? (Подтвердить примерами)

· Может ли состав образовываться только с согласного звука?

 

II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.

 

ИII. Изучение нового материала.

Работа с учебником.

Проработка теоретического материала (с. 107).

Работа у доски. Представленные слова передаты фонетической транскрипцией, назвать в каждом звуки гласные и согласные. Разделив слова на слоги, объяснить связь количества гласных звуков с количеством слогов.

Орел, сокол, кукушка, воробей, воронье, перепілонька.

Работа с учебником.

Обработка таблицы «Звуки речи» (с. 106.)

Работа у доски. Записать предложения. В выделенных словах назвать буквы. Передав эти слова в фонетической транскрипции, в каждом назвать звуки - гласные и согласные. Чем отличаются гласные от согласных? В каждом слове назвать твердые и мкоторые согласные, объяснить, какими буквами на письме обозначается мкачество каждого согласного звука.

Образец.

[шчас'т'а], [задзеи ле ин'чит’], [танеиц‘]

1. Зацветает калина, орешник зеленеет. Это моя Украина, это моя Родина. (А. Каминчук.) На квітоньці пчелка спивала росу. (И. Кульська.) Это о счастье песня, я ее уже знаю. (О. Савранска.) Только я прилег спочить, снова как зазвенит! Позвонили журавли: «Мы с далекой земли!» Телефон звенит, гремит, нет покоя ни на миг. (И. Багровый.)

2. Еж ежа иголками не испуга. Что серое, то и волк, что куцее, то и заяц. Уснула щука, да зубы не спят. В воде стоит, а воды просит. Пошла баба в танец, а за ней воробей. Месяц - казачье солнце.

Народное творчество.

Работа с учебником.

Проработка теоретического материала (с. 109, 110).

 

ИV. Выполнение упражнений на закрепление.

Работа с учебником.

Выполнение упражнения 290 (устно).

Прочитать вслух слова, обращая внимание на произношение твердых и мкоторых согласных. Выделенные слова передать фонетической транскрипции.

Образец.

[хлопеиц’], [ос'ін’:ой].

Дуб, голубь, парень, любовь, степ, танец, август, песня, труд, осенний, щетка, нож, гриб.

Работа с учебником. Выполнить упражнение 291 (устно).

Записать приведенные слова в 2 колонки: в первую - те, что начинаются звонким согласным, во вторую - на глухой. Выделенные слова записать фонетической транскрипцией, указать в них согласные твердые и м. Двое со слов (по собственному выбору) ввести в предложения. В записанных предложениях определить и подчеркнуть грамматические основы.

Гриб, снег, сказка, красавица, пуговица, дуб, береза, дзбан, шмель, звонок, пение, хор, клен, листок.

Прочитать скороговорки. Какой согласный звук часто повторяется в каждой из скороговорок? Потренироваться в быстром и четком произношении согласных звуков. Следить за четким произнесением звонких согласных в конце слов.

1. Бубнила баба деду:

- Ой, не дуй на одуванчик,

Ибо из одуванчика полетят

Сто малых кульбабенят.

Народное творчество

2. Стрела как-то скороговорка

На мостике злого волка.

Скоромовить волк начал -

Чуть язык не поломал!

Г. Чубач

3. Захар залез

На перелаз.

Захар, злізь!

Захар, слезай!

Сумел залезть -

Знай, как слезть!

И. Складанний

4. Сел скворец в скворечник,

Запев шпак петуху:

Ты не умеешь так, как я.

Так, как ты, не умею я.

Народное творчество.

Прочитать скороговорку, придерживаясь правильного произношения звуков [дж], [дз], [дз’], [г]. Выделенные слова передать фонетической транскрипции.

Как звонок зазвенит,

Звонко джмелик зажужжит.

Овод с джмеликом летит,

Пчелам весело кричит:

«Пчелы, пчелы, бджоленята,

Вылетайте погулять!»

Самостоятельная работа. Переписать, на месте точек вставляя пропущенные буквы. Выделенные слова передать фонетической транскрипции.

С..джу я у подоконника, когда д..влюся, а в са..ку на груши яблоки ч..рвоні в..сять на самом..ршку. В сад вд..влявся я п..льніше, я долго голову ломал... И как же так, почему раньше этих яблок я не замечал? И вот встал кот-повеса, на грушу зыркнул, как сова. Ч..рвоні яблоки снялись и пол..тилы. Ну и д..ва! Взял карандаш я п..нала и нап..сал в кал..ндарі: «С..годные впервые прилетали к нам в гости снегири». (По А. Кочаном.)

В представленных слов добавить согласный звук (в начале или в конце). Изменилось значение слова? Среди добавленных звуков назвать звонкие и глухие.

Лед, мак, рак, рай, голос, ход, описание, советник;

До тех пор, аптека, басня, башня, буква, буря, игра, еда, кварта, кома.

Записать пары слов, которые являются отгадками шарад. Объяснить разницу между звонкими и глухими согласными.

Со звонким все я заливаю, с глухим на дереве расту

(слива - слива)

Со звонким листочки я скубу, с глухим же - срезаю траву

(коза - коса)

 

V. Подведение итогов урока.

Беседа.

· В чем заключается отличие в образовании гласных и согласных звуков речи?

· Какова роль в языке звуков гласных и какая - согласных?

· Сколько звуков в русском языке? Из них гласных? Согласных?

· Сколько мкоторых согласных в русском языке?

· Какие мкакие звуки не имеют парных среди твердых, но могут помякшуватись перед [и]?

· На какие группы делятся согласные с участием голоса и шума?

· Привести примеры пар звонких и глухих согласных.

 

VИ. Домашнее задание.

П. 14, упражнение 292.