ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ
Урок № 48
Тема: Звуки речи и звуки речи. Гласные и согласные звуки
Цель: ознакомить учащихся с предметом изучения таких разделов науки о языке, как фонетика и графика; углубить знания о звуках речи, о деление их на гласные и согласные; формировать умение передавать слова фонетической транскрипцией, развивать фонематический слух, внимание, память, обогащать словарный запас учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник.
Ход урока
И. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.
II. Актуализация опорных знаний.
Беседа.
· В чем заключается различие между звуком и буквой?
· Чем человек начал пользоваться раньше - звуками или буквами?
· Как образуются звуки человеческой речи?
· Всякое сочетание звуков речевым аппаратом человека, является словом?
Прослушать слова. Какими звуками различаются слова каждой пары? Повлияла ли замена звука на значение слова?
1. Сад - суд; сон - сын; ульи - волы; луг - лук; мыла - шила; качан - казан.
2. Играть - брать; гриб - грипп; роща - рай; жить - жать;
ИII. Изучение нового материала.
Работа с учебником.
Проработка теоретического материала учебника (с. 104-105).
Работа у доски. Прочитать слова, заранее переданные на доске звукописью (фонетической транскрипцией). Запишите эти слова буквами. Какой раздел науки о языке изучает звуки речи? Который - буквы (знаки письма)?
[учен’], [ш’ а р], [с’ л’], [шчока], [йашчик], [йаблун'а], [йіжак], [йедн'іс'т’], [прийаз'н’], [пйатниц'а].
Работа у доски. Представленные слова передать звукописью (фонетической транскрипцией). Что является предметом изучения фонетики? Графики?
Образец.
[йул'ійа], [імйа], [мйак'іс'т’].
День, дождь, лещина, яблоко, поезд, Юлия, имя, мягкость.
Работа с учебником.
Выполнение упражнений 275, 276 (устно).
ИV. Выполнение упражнений на закрепление.
Работа с учебником. Коллективное выполнение упражнения 273.
Выборочный диктант. Прослушать. Выписать парами слова, которые отличаются одним звуком или несколькими звуками. Назвать эти звуки. Какие это звуки - гласные или согласные? В чем заключается различие между гласными и согласными звуками? Повлияла ли замена звука на значение слова? В каких словах звуки не только изменен, но и переставлены местами? Какие это звуки?
Бежал домой лесом лис,
Шелестел над лисом лес.
А. Початок.
Шла корова по струне...
Извините, по стерне...
А было это в стадо...
Извините, в среду.
А. Кичинский.
В каждом из представленных слов назвать звуки гласные и согласные. Выделенные слова пердати фонетической транскрипции.
Мать, хлеб, день, дом.
Предупредительный диктант. Указать звуки, которыми различаются выделенные слова. Записать эти звуки. Назвать среди них гласные и согласные.
Образец.
1. [г] - [х]. 2. [л’] - [н’]. 3. [о] - [у], [м] - [н].
1. Танцевали мыши по бабьей хищные. (Нар.творч.) 2. По тропинке через лес мокрую морковку заяц нос. (В. Лучук.) 3. В дупле у дятла дом, дятленятам хорошо в нем. (Т. Коломиец.) 4. Волк в темном лесу воет, когтями землю роет. 5. Месяц - словно серебряный вич. Небо - как синий дол. (Есть. Гуцало.) 6. Маленький гриб под граб залез и не замечал тихонько лес. 7. Сом в лужу задремал. Не печаль, а сон его одолел.
Словарь.
Лужа - глубокая выбоина, преимущественно с водой, с грязью; колдобина.
Прослушать загадки, отгадать их. Отгадки записать фонетической транскрипцией (с помощью учителя) .
Образец.
[паутин:’а], [зайец’].
1. Катится клубок совсем без ниток. Вместо ниточек триста колючек. 2. Висит сито не руками свит. 3. Если нет - ждут, а когда приду - убегают. А отгадайте-ка, что я такое? (Нар.творч.) 4. Все хотят, как родится ребенок, чтобы я был красивый и звонкий, ибо носит всю жизнь меня человек. (Д. Белоус) 5. Он из сказки, он из песни, у него зубки, как железные. Капусту он грызет. Зовется зверь на букву «зе». (Т. Коломиец)
Отгадки. 1. Еж. 2.Павутиння. 3. Дождь. 4. Имя’я. 5. Заяц.
Объяснительный диктант. Выделенные слова передать звукописью (фонетической транскрипцией).
Образец.
[с'огод'н'і], [г'іл’:ачки], [румйане иц’].
Дед Мороз всю ночь не смыкал сегодня один. А как утро зазоров, целую стаю снегирей он для Бабы Снежной, что во дворе стоит с метлой, где-то в небе насобирал, снігурами украшал. Брови у Бабы - веточки. Глаза у Бабы - вуглячки. Нос у Бабы - это морковка. Уши - листья капусты. В Бабы веник в руках и рум’румянец на щеках. Заметает Баба снег с небес летит к ногам. Подмести готова и ночь, что уже прижимается к лицу.
Есть. Гуцало.
V. Подведение итогов урока.
VИ. Домашнее задание.
П.14, упражнение 282.