ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ
УРОК № 45
Тема. Написание слов с ненаголошеними [э], [ы], не проверяемых ударением
Цель: углубить знания учащихся о написании безударных гласных, не проверяемых ударением; формировать навыки правильного произношения безударных гласных, умение пользоваться орфографічним словарем; развивать логическое мышление, память.
Оборудование: учебник, орфографический словарь, карточки.
ХОД УРОКА
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего упражнения.
2. Словарный диктант.
1) Земля, зеленый, весенний, степи, большой, весло, сестра, щебетать, хохотать, перо, темненько, ива, клокотать, шептаться, синеет.
2) Голубка, скрипеть, тихо, поселиться, теплица, волнистый, оживать, широкий, вишневый, красный, черешня, бережок, зерно, близкий, кленовый.
3. Работа по карточкам.
(См. стр. 107)
4. Творческая работа.
Задание: записать по памяти из стихотворения Т. Шевченко «Сон» слова с ненаголошеними е, и (или записать на доске первые девять строк). Подчеркнуть слово, в котором ненаголошена гласная не проверяется ударением.
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа по учебнику.
Проработка теоретического материала, § 38 с. 143.
Карточка № 1
Изменить слова или подобрать родственные так, чтобы ударные гласные стали ненаголошеними. Записать эти слова парами. Поставить ударение.
Веселый, кислый, тишина, шепот, степь, клекот, тропинка, сердце, дерево, волна, один, гречка.
Карточка № 2
1) Переписать текст, вставляя в словах пропущенные буквы е или и. Подобрать проверочные слова.
Л..генька тумана протянулась над водой Днепра-Славутиці. На В..ликій Хортицы с..л..нов лес, а в нем щ..б..тала птица, аж заходилась. Под н..б..сами..соко пел свою однообразную пис..ньку жаворонок. В траве перев..кались перепилиы.
(По А. Чайковским.)
2) Сделать фонетическую транскрипцию выделенных слов.
Карточка № 3
1) Списать пословицы и поговорки, вставляя пропущенные е, и.
Ласточка в..сна начинает, а осень пок..дает.
Л..стопад с..мгле ворота у..ствует.
Снег в декабре гл..бокий - урожай в..кий.
Если осень богата на гр..бы - с..ма будет тепла.
Вос..ны гр..бина, а зимой св. нина.
Солнце бл..щить, а мороз трещит.
В..сна л..дачого не любит.
2) Сделать фонетическую транскрипцию первого предложения.
2. Распределительный диктант.
Задание: записать слова в два столбика: в первый-те, в которых безударные гласные проверяются ударением, во второй - в которых не проверяются.
Крылатый, герой, небесный, цитата, пирог, пшеничный, чемпион, тревога, легенда, секрет, зеленый, блеснуть, вечерний, шелестеть.
3. Словарная работа.
Задание: списать, вставляя пропущенные буквы. Проверить написание этих слов по орфографічним словарем. Правописание запомнить. Для сильных учащихся: составить предложения с данными словами.
Кр..н..эта, к..ш..ня, к..руководитель, ч..рн..тка, кал..ндар, ц..тата, б..тон, ц..буля.
4. Работа по учебнику.
Упражнения 325, 326, 328.
5. Работа в тетрадях.
Задача: записать в тетрадях, запомнить правописание слов (безударных [а], [о]). С двумя-тремя словами (на выбор учащихся) составить предложение
Богатый, богатырь (богач), богатырь (силач, великан), барсук, ладно, горячий, горячка, калач, казак, камыш, каравай, крапива, крахмал, лопата, атаман, солдат, хозяин.
6. Предупредительный диктант.
Вечерело. Над рекой свисал белесый туман, поднимался над берегами и плыл на поля. Підпадьомкав одинокий перепел. Скрипели нагруженные возы. Между домами замелькали огоньки. На улице пахло колосьями. Из дворов тянуло свежеиспеченным хлебом. Скрипели журавли. Река обгинала село. По ту сторону темнели утомленные дубы. В темноте едва вирізьблювалися очертания домов. На склоне горы возводились высокие тополя. Над водой чернели ивы.
(О. Десняк.)
7. Диктант-перевод.
Задача: перевести слова на украинском языке.
Подчеркнуть безударные гласные.
Лимон, бензин, коридор, апельсин, бабочка, терраса, медведь, камин, лодка, кипяток, лиман, тревога.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Языковые шарады «Назови слово».
1) Громкий, которому соответствует в русском языке [э].
Первый состав двоскладового существительного женского рода, названия разделительного знака.
Вторая часть сложных слов-названий наук типа биология, зоология, филология. Целое слово - существительное женского рода, что означает биологическую науку о связи организмов со средой. (Экология.)
2) Первый слог существительного инженер.
Название буквы т.
Буква, после которой перед я, ю, є, ї на конце состава ставится апостроф.
Название буквы с.
Целое слово - существительное мужского рода, синоним существительного заинтересованность (Интерес).
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, § 38, упражнение 327 или 330.