II СЕМЕСТР
УРОК 48
Тема. Родина. Слушание стихотворений о Родине. Заучивание стихотворений со слов учителя. Чтение звуковых схем слов
Цель: расширять знания учащихся; развивать память, логическое мышление, связную речь; расширять словарный запас учащихся; совершенствовать умение учащихся читать звуковые схемы слов; воспитывать патриотизм, любовь к Родине, понимание её значимости для каждого человека.
Оборудование: символы Украины, слайды с изображением родного города, аудиозаписи.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
— Скажите, что изображено на этих картинках? (Герб, флаг Украины)
— А как можно сказать одним словом? (Символы)
— А какой ещё символ вы знаете? (Гимн)
— Как называется наше государство?
— Какие города Украины вам известны? (Иллюстрации — на доске.)
— Какие самые большие реки текут в нашем краю?
— Назовите столицу нашего государства.
— Расскажите о своём маленьком родном уголке: где вы живёте? Куда ходите в школу? Где отдыхаете?
— Чем вам дорог родной край? (Демонстрация слайдов с изображением родного города.)
III. Сообщение темы и задач урока
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о нашей Родине, послушаем много стихотворений, некоторые из них выучим.
IV. Мотивация учебной деятельности учащихся
— Послушайте стихотворение Е. Трутневой.
Всё для тебя в родном краю!
Ты всех счастливее на свете!
В садах скворцы тебе поют,
С тобою дружит тёплый ветер,
Тебя в стране любимой ждут
Походы, игры и науки,
И каждый шаг твой берегут
Её заботливые руки.
— Много стихотворений и песен написано об Отчизне, о родном крае. Поэты воспевали красоту Родины в своих произведениях. И с некоторыми из них мы познакомимся сегодня на уроке.
V. Работа по теме урока
1. Слово учителя
— Родина — это то место, где человек родился, где сказал первое слово, сделал первый шаг. И куда бы не забросила его судьба, Родина обязательно будет светить далёким огоньком.
Учащиеся учат стихотворение П. Воронько наизусть.
ЛУЧШЕ НЕТ РОДНОГО КРАЯ
Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья-ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля?
Отвечал, он, пролетая:
— Лучше нет родного края!
— «Моя земля, мой край, моя любимая страна»,— говорит каждый человек о своей Родине, своей Отчизне.
2. Слушание песни «С чего начинается родина» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского)
— Послушайте песню «С чего начинается Родина» и скажите, какие картинки возникают у вас в воображении? (Высказывания детей о прослушанном.)
3. Работа со стихотворением Т. Боковой «родина»
— Мамина песня, отчий дом, бабушкины сказки, портрет на стене самого дорогого человека, рушник, писанка — всё это память, наши обереги, наша история. Только камень растёт без корня. А у нас есть корни — это родная земля, наши предки.
Послушайте стихотворение Татьяны Боковой. Оно так и называется — «Родина».
Родина — слово большое, большое.
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нём умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья,
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котёнок... и я.
Заучивание стихотворения наизусть.
— Пылают возле окон домов неугасимым огнём мальвы и чернобривцы, любисток и мята, ромашки, верба и калина — это наши символы, обереги духовного наследия. Всем, кто далеко от дома, они напоминают: там земля мила, где мать родила.
О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои проселки, перелески —
Все, что без памяти люблю...
А. Жигулин
Просмотр иллюстраций «Мой край родной».
4. Физкультминутка (звучит песня «Вместе весело шагать...» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского))
5. Работа с пословицами и поговорками
— Народ сложил много пословиц и поговорок о своей Родине.
• Своя земля и в горести мила.
• Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.
• На чужой стороне и весна не красна.
• Где кто родится, там и пригодится.
— Как вы понимаете эти пословицы?
6. Работа с текстом легенды Учитель читает вслух легенду.
Когда-то давно Бог сотворил народы и каждому выделил землю. Наши предки опоздали, и им ничего не досталось.
Они пришли к Богу, а Он в это время молился, и не посмели люди к Нему обратиться, стали ждать. В какой-то момент Бог обернулся, заметив, что просители — вежливые, хорошие люди. Когда узнал, зачем они пришли, предложил им лучший чернозём. «Нет,— сказали предки,— там уже живут немцы, французы, испанцы, итальянцы». «Тогда я вам отдам ту землю, которую оставил для рая: там есть всё: реки, озёра, леса, степи. Но помните: если будете её беречь, то она будет ваша, а если нет — врага».
Пошли наши предки на ту землю, поселились и живут там до сегодняшнего дня. А страну назвали Украиной.
— Понравилась ли вам легенда?
— Кто пришёл к Богу?
— Что он сказал просителям?
— Какую землю дал?
— Какое дал наставление?
— Как назвали эту землю?
7. Работа со звуковыми схемами слов
— О чём мы говорили на уроке? (О Родине)
— Давайте составим звуковую схему слова Родина.
— Сколько звуков в этом слове? Назовите их по порядку, охарактеризуйте. Сколько слогов в этом слове? Какой ударный?
Аналогичная работа проводится над словами: отчизна , земля .
VI. Итог урока
— О чём мы говорили сегодня на уроке?
— Какие стихотворения выучили?
— Какую легенду прослушали?
— За что вы любите свою Родину?