Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 6 МОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ

 

Нормы поведения руководителя

 

Конечно, все работники должны иметь общую культуру, интеллект, порядочность. Но особое значение имеет их нравственный потенциал. Основной этической требованием, которой следует придерживаться в служебных взаимоотношениях, является сохранение достоинства человека независимо от того, какое место она занимает в иерархической структуре. Общаясь на производстве, люди порой травмируют друг друга, а моральные травмы часто страшнее от физических.

Одна из японских газет своего времени провела интервью с президентами крупных компаний относительно того, какие качества и стандарты поведения должен обладать руководитель. Были названы такие: широта взглядов и глобальный подход к проблемам; перспективное предвидение и гибкость; инициативность и решительность, особенно в условиях риска; упорство в работе и непрерывное обучение. Среди личностных качеств отмечались следующие: умение четко формулировать цели и установки; готовность выслушивать мнения других; беспристрастность, бескорыстие и лояльность; способность полностью использовать возможности подчиненных правильной их расстановкой и справедливым отношением к ним; личная привлекательность; способность сплачивать людей и создавать им благоприятную атмосферу [10, с. 76, 77]. Как видим, большинство качеств личности руководителя касается именно моральных требований. А эти требования в практической деятельности руководителя предусматривают соблюдение им правил служебного этикета.

Руководитель находится в центре внимания, его знают все, о нем говорят все, с него берут пример другие. Не случайно американцы говорят, что лучше потратить десять тысяч долларов на поиски умного, воспитанного менеджера, который умеет работать с людьми, чем потом тратить сто тысяч долларов за плохого руководителя, который не может установить нормальные отношения с сотрудниками и клиентами.

Руководитель не должен проявлять личных симпатий или антипатий, провоцировать ситуации, которые могут привести к межличностных эксцессов (кривотолков, взаимных выпадов, истерик и т.п.). Воспитанный, интеллигентный руководитель здоровается с подчиненными всегда первым. Если он встречается с женщиной или с человеком, старшим по возрасту, он также приветствуется первым. Если к руководителю в кабинет заходит другой человек, которую он вызвал (или даже не вызвал), он предлагает ей присесть. Если руководитель ведет беседу с подчиненным, он не должен долго разговаривать по телефону или молча просматривать бумаги. Если разговор окончен, руководитель может первым встать из-за стола, чтобы дать это понять другому. Руководитель не должен допускать грубости, унижать человеческое достоинство подчиненного.

Если руководитель пообещал что-то сделать, то обязательно и своевременно это должен сделать, а если же не получается, то следует извиниться и объяснить причину. Руководитель должен всегда помнить, что недоброжелательное или обидное слово больно поражает человека и она еще долго за это страдать. Именно обида нередко провоцирует возникновение конфликта. Но если это уже произошло, то интеллигентный человек-руководитель не забудет извиниться перед подчиненным. Поведение руководителя, его отношение к работе и людям являются примером для подчиненных. Хорошо, если руководитель умеет улыбнуться другому, имеет чувство юмора, умеет красиво одеться, говорит четко и доходчиво. Если руководитель не бережет своего времени, то его подчиненные еще больше не ценят своего и его времени.

Руководителю приходится не только поощрять подчиненных к работе, но и налагать на них взыскания. Если он при этом руководствуется справедливостью, подчиненный - хотя ему и не нравится быть наказанным - уважать руководителя. Если руководитель не умеет слушать подчиненных, то вряд ли они захотят обратиться к нему с предложением, поддержат его в трудной ситуации.

На ранней стадии создания учреждения правила поведения в ней устанавливаются легко и просто. Когда деятельность организации расширяется, в ней увеличивается количество работников и партнеров, с которыми устанавливаются определенные отношения. При таких условиях стандарт поведения руководителя должна соответственно меняться в направлении детализации этических норм и правил.

Морально-психологический портрет отечественного руководителя в Украине еще формируется. Черты, которые имели так называемые номенклатурные руководители с прошлых времен, в новых рыночных условиях меняются. А молодые руководители, которые появились после перестройки, работают методом проб и ошибок, приобретая собственного опыта. Уже есть первые попытки обобщить качества и стандарты их поведения, однако этическая сторона их работы, правила этикета в отношениях с подчиненными пока изучены мало.