Лекция 6 МОРАЛЬНАЯ
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ
Нормы поведения руководителя
Конечно, все работники должны
иметь общую культуру, интеллект, порядочность. Но особое значение имеет их
нравственный потенциал. Основной этической требованием, которой следует придерживаться в
служебных взаимоотношениях, является сохранение достоинства человека независимо от того,
какое место она занимает в иерархической структуре. Общаясь на производстве,
люди порой травмируют друг друга, а моральные травмы часто страшнее от
физических.
Одна из японских газет своего времени
провела интервью с президентами крупных компаний относительно того, какие
качества и стандарты поведения должен обладать руководитель. Были названы такие: широта
взглядов и глобальный подход к проблемам; перспективное предвидение и гибкость;
инициативность и решительность, особенно в условиях риска; упорство в работе и
непрерывное обучение. Среди личностных качеств отмечались следующие: умение
четко формулировать цели и установки; готовность выслушивать мнения других;
беспристрастность, бескорыстие и лояльность; способность полностью
использовать возможности подчиненных правильной их расстановкой и справедливым
отношением к ним; личная привлекательность; способность
сплачивать людей и создавать им благоприятную атмосферу [10, с. 76, 77]. Как
видим, большинство качеств личности руководителя касается именно моральных
требований. А эти требования в практической деятельности руководителя предусматривают соблюдение
им правил служебного этикета.
Руководитель находится в центре внимания,
его знают все, о нем говорят все, с него берут пример другие. Не
случайно американцы говорят, что лучше потратить десять тысяч долларов на поиски
умного, воспитанного менеджера, который умеет работать с людьми, чем потом
тратить сто тысяч долларов за плохого руководителя, который не может установить
нормальные отношения с сотрудниками и клиентами.
Руководитель не должен проявлять
личных симпатий или антипатий, провоцировать ситуации, которые могут привести к
межличностных эксцессов (кривотолков, взаимных выпадов, истерик и т.п.).
Воспитанный, интеллигентный руководитель здоровается с подчиненными всегда первым. Если
он встречается с женщиной или с человеком, старшим по возрасту, он также приветствуется
первым. Если к руководителю в кабинет заходит другой человек, которую он вызвал (или
даже не вызвал), он предлагает ей присесть. Если руководитель ведет беседу с
подчиненным, он не должен долго разговаривать по телефону или молча просматривать
бумаги. Если разговор окончен, руководитель может первым встать из-за стола, чтобы
дать это понять другому. Руководитель не должен допускать грубости,
унижать человеческое достоинство подчиненного.
Если руководитель пообещал что-то сделать,
то обязательно и своевременно это должен сделать, а если же не получается, то следует
извиниться и объяснить причину. Руководитель должен всегда помнить, что недоброжелательное
или обидное слово больно поражает человека и она еще долго за это страдать.
Именно обида нередко провоцирует возникновение конфликта. Но если это уже произошло, то
интеллигентный человек-руководитель не забудет извиниться перед подчиненным. Поведение
руководителя, его отношение к работе и людям являются примером для подчиненных. Хорошо,
если руководитель умеет улыбнуться другому, имеет чувство юмора, умеет красиво
одеться, говорит четко и доходчиво. Если руководитель не бережет своего времени, то его
подчиненные еще больше не ценят своего и его времени.
Руководителю приходится не только
поощрять подчиненных к работе, но и налагать на них взыскания. Если он при
этом руководствуется справедливостью, подчиненный - хотя ему и не нравится быть
наказанным - уважать руководителя. Если руководитель не умеет слушать подчиненных, то
вряд ли они захотят обратиться к нему с предложением, поддержат его в
трудной ситуации.
На ранней стадии создания учреждения
правила поведения в ней устанавливаются легко и просто. Когда деятельность
организации расширяется, в ней увеличивается количество работников и партнеров,
с которыми устанавливаются определенные отношения. При таких условиях стандарт поведения
руководителя должна соответственно меняться в направлении детализации этических норм и
правил.
Морально-психологический портрет
отечественного руководителя в Украине еще формируется. Черты, которые имели так называемые
номенклатурные руководители с прошлых времен, в новых рыночных условиях меняются. А
молодые руководители, которые появились после перестройки, работают методом проб и ошибок,
приобретая собственного опыта. Уже есть первые попытки обобщить качества и стандарты их поведения, однако этическая сторона их
работы, правила этикета в отношениях с подчиненными пока изучены мало.