Лекция 6 МОРАЛЬНАЯ
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ
Этика и этикет во взаимоотношениях с
клиентами
Одной из сторон служебной этики является
взаимоотношения учреждения с клиентами. “Знаете, почему я ушел из этого банка?” -
сказал как-то руководитель одной из киевских фирм. - “Потому что там ко мне относились
как к клиенту, на котором можно заработать. А я хочу, чтобы на меня смотрели как на
делового партнера, с которым надо работать”. Произошло это потому, что в этом банке не всегда придерживались этических норм
общение. Не случайно некоторые банки Украины в последнее время начали вводить
Кодекс банковской этики, где определяются жесткие правила “мягкого” поведения с
клиентами, основные принципы, которыми должны руководствоваться служащие коммерческого
банка в отношениях с клиентами. При разработке Кодекса банковской этики
воспользовались опытом английских коммерческих банков, которые имеют богатейшую
историю и хорошие традиции в организации и регулировании отношений с клиентами.
Основной принцип - уважение прав клиента со стороны банковского учреждения.
Правила этикета обязательно
закладываются в том учреждении, которая хочет иметь деловые отношения с другими организациями,
привлечь их к эффективному сотрудничеству и, в конце концов, иметь от этого
прибыли. Этика и этикет служебных взаимоотношений обязывают работников
быть одинаково вежливыми и внимательными к любому клиенту, искренне готовыми взять
участие в решении его дел. От того, как каждый работник относится к
людей, с которыми он имеет дело, зависит имидж учреждения. Мнение клиента о
работника становится мнением клиента о фирме вообще.
В известной фирме “IBM” любой
руководитель меньшей мере 25% своего рабочего времени отводит встречам с клиентами, а
деловые обязанности некоторых работников в основном предусматривают работу с клиентами.
Поэтому этике и этикета в работе с клиентами здесь уделяют много внимания. В фирме
все направлено на то, чтобы каждый работник, контактируя с клиентом,
осознавал себя в его глазах единственным представителем компании и к тому же знал, что от его поведения и от впечатления, которое он произведет, будет зависеть мнение клиента о
компанию вообще. Наплевательское отношение к клиенту со стороны сотрудника фирмы викличе у него раздражение
и неприязнь, а это может привести к потере
выгодного заказа. Почти 85% проблем, о которых сообщается по телефону,
сотрудники “ИВМ” решают сразу. Основное правило фирмы - дать понять
каждому клиенту, что его ценят вне зависимости от размера компании и объемов
заказ.
Нельзя демонстрировать перед
клиентом свою чрезмерную занятость, непрерывно разговаривая по телефону,
выходя в другие кабинеты и др. Если назначена встреча, то нельзя на нее
опаздывать. Если принято какое-то решение, его надо соблюдать. Вице-президент
компании “IBM” по маркетингу Ф. Роджерс
пишет: “Иметь дело с
компанией, которая не ориентирована на клиента, - это потерянные время и нервы. Если вы
позвонили, и еще не успели представиться и поздороваться, а вам говорят:
“Подождите минутку”. В приемной офиса вас ругают за то, что вы своим вопросом прервали частную беседу, и
заставляют искать какого-то работника на другом конце коридора или на других
этажах. Мимо вас пройдет десяток работников, но ни один не предложит
помощь. Если вы не отвечаете на телефонные звонки и письма, если в последнюю
минуту без уважительных причин відмінюєте встречу или опаздываете, то какого мнения
о вас будет клиент? Он не будет уверен, что вы своевременно выполните его заказ”
[7, с. 93-223].
Любые встречи должны начинаться
вовремя. На все телефонные звонки и письма надо обязательно и своевременно давать
ответ. Принятые решения должны выполняться в установленный срок. Каждая
действие, даже самое незначительное, в конце концов, будет иметь результат. Конечно, такие требования
касаются как работников учреждения, так и ее клиентов. Если такое отношение будет
обоюдным, то и результаты от общения будут эффективными для каждой из
сторон.
Большое значение в отношениях с
клиентами имеет внешний вид работника учреждения. На работе надо быть в
деловом костюме (и мужчинам, и женщинам) спокойного цвета. Красивый и опрятный
одежда любого работника подчеркивает уважение фирмы к тех, с кем она общается. В этом проявляется уважение
человека к другим и к себе, а это также способствует установлению долговременных
взаимоотношений с деловыми партнерами.
Приведенные примеры свидетельствуют, что
применение этики и этикета дает практический результат - установление надежных
взаимоотношений с клиентами, увеличение объемов заказа, расширение
деятельности организации.
Выводы
• Нравственная культура является важной
составляющей общечеловеческой культуры и играет важную роль в жизнедеятельности
человека.
• Нравственная культура является
общечеловеческой моральной ценностью, потому что ее требования имеют общее и
необходимое для человечества значение.
• Этикет - составная часть внешней
культуры отдельного человека и общества, в котором она живет.
• Общепринятые нормы морали есть
моральной основой этикета.
• Служебный этикет - это совокупность
наиболее целесообразных правил поведения людей на производстве, в трудовом
коллективе.
• В любом коллективе поведение
его руководителя является образцом для всех работников.
• Служебная этика и этикет на
практике проявляются в единстве и является основой культуры поведения и общения.
Список использованной и
рекомендуемой литературы
1. Бандурка А. М., Бочарова С. П.,
Землянская Е. В. Психология управления. - Харьков, 1998.
2. Вудкок М.,
Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. -
М., 1991.
3. Ламонт К.
Иллюзия бессмертия. - М., 1984.
4. Лозница В. С.
Психология менеджмента: Учеб. пособие. - К., 1997.
5. Нравственная
культура: сущность, содержание, специфика.- Вильнюс, 1981; Нравственная
культура личности. - К., 1986.
6. Поустою Е. Американский этикет. - К.; Тернополь, 1991.
7. Роджерс Ф. ІВМ. Взгляд изнутри. Человек, фирма,
маркетинг: Пер. с англ. - М., 1990.
8. СоханьЛ. В.,
Донченко Е. А., Соболева Н. Ы. Культура жизни личности // Психол. журн.- 1986.-
№ 5.
9. Такаянаги
Сатору. Японская система управления трудовыми ресурсами // Как работают
японские предприятия: Сокр. пер. с англ. - М., 1989.
10. Тоехиро
Коно. Стратегия и структура японских предприятий: Пер. с англ. - М., 1987.
11. Феофилов Л.
Г. Умеете ли вы себя вести? - К., 1990.
12. Формановская
Н. Ы. Вы сказали “Здравствуйте!” - М., 1989.
13. Шеломенцев
В. Н. Этикет и культура общения. - К., 1995.
14. Ягодинский
В. Н. Наш этикет. - М., 1988.