Лекция 6 МОРАЛЬНАЯ
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ
Правила поведения служащих
На работе человек
проводит большую
часть своей жизни, а значит ей приятнее работать там, где царит взаимоуважение
и все придерживаются этических норм и правил этикета. В служебных отношениях
уместной формой общения является обращение ко всем на “Вы”. Воспитанный сотрудник
всегда пропустит женщину вперед, придержит перед ней дверь. Если они в
равных условиях, человек не будет садиться, если женщина стоит. В гардеробе мужчина
поможет женщине одеться, хоть в служебных условиях он этого может и не делать.
Женщина на работе также должен придерживаться определенных правил (в частности, на рабочем
столе должны быть только вещи, необходимые для работы). Краситься лучше в
специально установленном месте, а не в кабинете, где находятся коллеги, а тем более
клиенты.
Интеллигентный человек, заметив
ошибку, которую допустил другой работник, укажет на нее тактично и
доброжелательно, к тому же наедине. Лучше, когда человек будет относиться нетерпеливо
не чужих, а собственных ошибок - в этом случае будет меньше оснований для
неприязни сотрудников, для возникновения конфликтов.
Во многих зарубежных фирмах много
внимания уделяется именно созданию благоприятного морально-психологического климата
путем внедрения и соблюдения определенных правил этикета. Во многих японских фирмах,
офисах все сотрудники сидят лицом друг к другу, чтобы легче было общаться. В этом
самом помещении работает их руководитель, с которым в таких условиях легче
решать деловые проблемы. Руководители и рядовые работники не имеют никаких
различий относительно условий труда и отдыха. Это дает всем ощущение равноправия
[9].
Много крупных фирм и корпораций на
Западе вводят в штатное расписание психологов и специалистов по этике. Теперь
это уже норма, а не исключение. Опыт в этом направлении США, Германии, Японии свидетельствует, что расходы на
морально-психологическую поддержку персонала является не только объективно необходимыми, а
и окупаются. Для фирмы гораздо дешевле создать нормальные условия
для продуктивной деятельности своих работников, чем компенсировать дополнительные
затраты на обучение и переподготовку новых людей или на возмещение расходов
через конфликты и забастовки.
В последнее время снова появились
научные труды, где рассматриваются вопросы организации морально-психологической
поддержки персонала, цели, структура и основные требования к ней [2].
Отдельные организации в Украине также
имеют определенный опыт организации психологической поддержки работников. Однако пока
что он внедряется слишком медленно. Большинство руководителей не осознали
необходимость морально-психологической поддержки людей, не хватает соответствующих
методических разработок, нет средств для решения этой проблемы.